Глава
тридцать шестая
ПСЕВДОИНИЦИАЦИЯ
Когда
мы квалифицируем как "сатанинскую" ту антитрадиционную деятельность,
различные аспекты которой мы здесь изучаем, то должно быть ясно, что это
совершенно не зависит от частной идеи, которую каждый может себе составить
относительно того, что называют "Сатаной" в согласии с определенными
теологическими и иными воззрениями, так как само собою разумеется, что
"персонификации" не имеют значения с нашей точки зрения и никоим образом
не должны привходить в наши рассуждения. Рассматривать следует, с одной
стороны, дух отрицания и переворачивания, в который "Сатана"
метафизически превращается, каковы бы ни были специальные формы, в которые он
может облечься для проявления в той или иной области, и с другой стороны, то,
что его собственно представляет и "воплощает", так сказать, в земном
мире, где мы рассматриваем его деятельность. Это и есть не что иное, как то,
что мы назвали "контринициацией". Надо отметить, что мы сказали
"контринициация", а не "псевдоинициация", которая является
чем-то от нее очень отличным; действительно, не надо смешивать подделывателя и
подделку, лишь одним из многочисленных примеров которой, в том смысле, о
котором мы говорили в различных порядках, является "псевдоинициация",
так как она сегодня существует в многочисленных организациях, большинство из
которых связано с какой-либо формой "неоспиритуализма", хотя, может
быть, имеет еще большее значение, чем подделка чего угодно другого. "Псевдоинициация"
реально есть только лишь один из продуктов состояния беспорядка и смешения,
вызванного в современную эпоху "сатанинской" деятельностью, имеющей
свою отправную точку в "контринициации"; она может быть также,
бессознательно, ее инструментом, но по сути, это на самом деле равно, в той или
иной степени, всем другим подделкам, в том смысле, что они все являются как бы
средствами, помогающими реализации того же самого плана разрушения, так что
каждая в точности играет более или менее важную роль, которая ей предназначена
в ансамбле, что, в конце концов, составляет еще один вид подделки самих порядка
и гармонии, против которых направлен весь этот план.
"Контртрадиция",
конечно, не является простой, совершенно иллюзорной подделкой, но напротив,
чем-то в своем роде очень реальным, как это слишком хорошо показывает
осуществляемая ею деятельность; по крайней мере, она есть подделка только в том
смысле, что необходимым образом подражает инициации наподобие перевернутой
тени, хотя ее подлинная интенция состоит не в том, чтобы ей подражать, а в том,
чтобы ей противостоять. Впрочем, эта претензия абсолютно напрасна, потому что
метафизическая и духовная сферы совершенно для нее закрыты, будучи по ту
сторону всех оппозиций; все, что она может делать, это игнорировать и отрицать
их, и ни в коем случае она не может выйти за "опосредующий мир", то
есть за психическую сферу, которая в конце концов, во всех отношениях есть поле
привилегированного влияния "Сатаны" как в человеческом, так и в
космическом порядках148 , но от этого интенция существует не в
меньшей степени с тем упорством, которое она в себе заключает, идти в прямо
обратную по отношению к инициации сторону. Что касается
"псевдоинициации", то она есть не более чем простая пародия, что
заставляет сказать, что она сама по себе есть ничто, что она лишена всякой
глубокой реальности, или, если угодно, что ценность ее не является ни
позитивной, как ценность инициации, ни негативной, как ценность
"контринициации", а просто нулевой; и если она не сводится к более
или менее невинной игре, как, может быть, предпочли бы думать в этих
обстоятельствах, то по той же причине, которую мы уже объяснили общим образом,
относительно истинного характера подделок и той роли, которую они предназначены
играть; и еще надо добавить в этом особом случае, что "обряды", в
силу их "священной" природы в самом строгом смысле этого слова, есть
нечто, что никогда нельзя безнаказанно симулировать. Можно еще сказать, что
"псевдотрадиционные" подделки, с которыми все извращения идеи традиции,
о которых мы уже говорили раньше, достигают здесь максимума своей тяжести,
прежде всего потому что они переводятся в действие, вместо того, чтобы остаться
в состоянии более или менее неясной концепции, а также потому что они атакуют
традицию "изнутри", в том, что образует сам дух, то есть в
эзотерической области и в сфере посвящения.
Можно
заметить, что "контринициация" старается ввести своих агентов в
"псевдоинициационные" организации, которые они
"вдохновляют" таким образом без ведома их рядовых членов и даже, чаще
всего, их явных глав, которые не менее бессознательны, чем другие в том, чему
они реально служат; но следует сказать, что она, фактически, вводит их всюду,
где можно, во все "движения" внешнего порядка в современном мире,
политические или другие, и даже, как мы это говорили выше, вплоть до подлинных
религиозных организаций и организаций посвящения, где традиционный дух сильно
ослаблен для того, чтобы они были бы еще способны сопротивляться этому
коварному проникновению. Однако, исключая этот последний случай, позволяющий
насколько возможно непосредственно осуществлять разлагающую деятельность,
"псевдоинициационные" организации есть, несомненно, то, что должно
отвлечь внимание прежде всего от "контринициации" и создавать объект
более частных усилий со своей стороны, к чему одному, в конце концов, она
целиком и сводится. Однако, очень вероятно, на этом основании, что существует
множество связей между проявлениями "псевдоинициации" и всякого рода
иными вещами, которые на первый взгляд не должны, кажется, к ним иметь ни
малейшего отношения, но которые являются весьма представительными для
современного духа в каком-нибудь из своих наиболее выявленных аспектов149;
почему же, если бы это было не так, "псевдоинициированные" постоянно
играли бы во всем этом столь важную роль? Можно было бы сказать, что среди
инструментов и средств всякого рода, поставленных на службу тому, о чем идет
речь, "псевдоинициация" по самой своей природе логически должна
занимать первый ряд; разумеется, она есть всего лишь винтик, но винтик, который
может управлять многими другими, с которым многие другие в некотором роде
находятся в сцеплении и от которого они получают свой импульс. Здесь подделка
продолжается еще дальше: "псевдоинициация" этим имитирует функцию
невидимого двигателя, которая при нормальном порядке принадлежит собственно
инициации; но здесь надо быть осторожным: инициация истинным и законным образом
представляет дух, главного вдохновителя всех вещей, тогда как в том, что
касается "псевдоинициации", дух, очевидно, отсутствует. Из этого
непосредственно следует, что осуществляемая таким образом деятельность, вместо
того, чтобы реально быть "органической", может иметь лишь чисто
"механический" характер, что, впрочем, полностью оправдывает
сравнение с винтиками, только что использованное нами; и не обнаруживается ли
повсюду и самым поразительным образом как раз такой характер в современном
мире, где все больше и больше машина заполняет собою все, где само человеческое
существо сведено во всей своей активности к насколько более возможному сходству
с автоматом, поскольку его полностью лишили духовности? Но именно в этом ярко
проявляется вся неполноценность искусственной продукции, даже если
"сатанинская" ловкость руководила ее выработкой; можно хорошо
фабриковать машины, но нельзя — живые существа, потому что, повторим еще раз,
недостает и всегда будет недоставать именно самого духа.
Мы
говорили о "невидимом двигателе", и помимо этой воли к имитации,
которая проявляется еще и с этой точки зрения, есть в этой
"невидимости", сколь ни была бы, впрочем, она относительна,
бесспорное преимущество "псевдоинициации" в той ее роли, которую мы
только что отметили, перед всем другим, носящим более "публичный"
характер. Это не значит, что "псевдоинициационные" организации в
большинстве своем очень заботятся о маскировке своего существования; бывает
даже, что они доходят до открытой пропаганды, совершенно несовместимой с их
претензиями на эзотеризм; но несмотря на это, они являются все же тем, что
менее заметно и что наилучшим образом подходит для осуществления "укромной"
деятельности, следовательно, тем, с чем "контринициация" может самым
непосредственным образом вступить в контакт, не опасаясь, что ее вмешательство
рискует быть обнаруженным, тем более, что в этой среде всегда можно легко найти
какое-нибудь средство предотвращения последствий нескромности или
неосторожности. Надо сказать также, что большая часть публики, зная более или
менее о существовании "псевдоинициационных" организаций, не слишком
хорошо знает, чем они являются, и не расположена придавать им большое значение,
видя в этом одну лишь простую "эксцентричность", без серьезного
смысла; и это безразличие также служит, хотя и невольно, этим же самым проектам
настолько хорошо, насколько могла бы это сделать самая строгая тайна.
Мы
стремились сделать понятной, насколько это возможно, реальную роль, пусть и
неосознанную, "псевдоинициации" и истинную природу ее отношений с
"контринициацией"; надо ли добавлять, что последняя, по крайней мере
в некоторых случаях, может обрести там место наблюдения и отбора для пополнения
своих собственных кадров, но здесь не место останавливаться на этом. Но даже
приблизительно нельзя составить себе идею о той множественности и невероятной
сложности разветвлений, которые здесь существуют, только прямое и детальное их
изучение может дать представление об этом; но разумеется, нас интересует лишь
"принцип", если так можно сказать. Однако это еще не все: до сих пор
мы рассматривали в целом, почему традиционная идея извращается
"псевдоинициацией"; теперь нам осталось усмотреть это более точно,
чтобы наши наблюдения не остались замкнутыми в исключительно
"теологическом" порядке.
Одним
из самых простых средств, которыми располагают "псевдоинициационные"
организации, чтобы сфабриковать ложную традицию для своих приверженцев,
является, конечно, "синкретизм", который состоит в собирании
элементов, заимствованных худо-бедно отовсюду, в некотором "внешнем"
их сочетании без всякого реального понимания того, что они представляют собою
на самом деле в тех различных традициях, к которым они принадлежат. А поскольку
этому собранию, более или менее бесформенному, надо придать некоторую видимость
единства, чтобы иметь право представить его как единую "доктрину", то
эти элементы стараются сгруппировать вокруг нескольких "направляющих идей",
которые сами не являются по своему происхождению традиционными, но как раз
наоборот, происходят из совершенно современных и профанных, и, следовательно,
воистину антитрадиционных концепций; мы уже отмечали, по поводу
"неоспиритуализма", что именно идея "эволюции" почти всегда
в этом отношении играет доминирующую роль. Понятно, что тем самым дело особенно
ухудшается: в этих условиях уже речь больше не идет о чем-то вроде
"мозаики" из традиционных осколков, которая, в конце концов, могла
быть лишь совершенно пустой, но почти безопасной, игрой; речь идет об
извращении, можно даже сказать о "расхищении" заимствованных
элементов, поскольку таким образом им приписывается смысл, который будет
искажен для того, чтобы согласовать его с "направляющей идеей", вплоть
до смысла, противоположного традиционному. Разумеется, впрочем, что люди,
действующие таким образом, могут не осознавать этого четко, так как современная
ментальность, им свойственная, может быть причиной истинного ослепления в этом
отношении; при этом следует, прежде всего, принимать в расчет простое
непонимание, присущее самой этой ментальности, мы также, возможно, должны
говорить о "внушениях", первыми жертвами чего являются сами
"псевдоинициируемые", прежде чем они внесут свой вклад во вдалбливание
их другим; но эта бессознательность ничего не меняет в результате и никоим
образом не уменьшает опасности от такого рода вещей, которые от этого не
становятся менее пригодными служить, пусть даже только "задним
числом", целям, предлагаемым "контринициацией". Мы не упоминаем
здесь случай, когда ее агенты более или менее непосредственным вмешательством
провоцировали бы или вдохновляли образование подобной
"псевдотрадиции"; без сомнения, можно найти и другие примеры, что
даже тогда не означает, что эти сознательные агенты были явными и известными
творцами "псевдоинициационных" форм, о которых идет речь, так как
очевидно, что осторожность принуждает их всегда скрываться за простыми
бессознательными средствами.
Когда
мы говорим о бессознательном, то мы его понимаем прежде всего в том смысле, что
те, кто таким образом вырабатывает "псевдотрадицию", являются
совершенно невежественными, чаще всего, относительно того, чему она служит в
реальности; что касается ценности и свойства этой продукции, то труднее
предположить, чтобы их чистосердечие было полным, и все-таки возможно, что они
в некоторой мере обольщаются или что они обольщены в том случае, о котором мы
только что упоминали. Чаще всего надо также учитывать некоторые аномалии
психического порядка, которые еще больше все усложняют и, в конце концов,
создают особо благоприятную площадку для того, чтобы влияния и внушения разного
рода могли бы осуществляться с максимальной силой; мы только отметим, не
останавливаясь больше на этом, немалую роль, которую "ясновидящие" и
другие "сенситивы" часто играют во всем этом. Но несмотря на это,
почти всегда есть некая точка, когда сознательное мошенничество и шарлатанство
становятся для руководителей "псевдоинициационных" организаций чем-то
необходимым: таким образом, если кто-нибудь замечает (что, в конце концов, не
так уже трудно) сделанные ими более или менее неловко заимствования из той или
иной традиции, то каким образом могли бы они распознать их, не будучи
обязанными тем самым признаться, что сами они только лишь обычные профаны? В
подобном случае они обычно, не колеблясь, переворачивают отношения и смело
заявляют, что их собственная "традиция" представляет собою общий
источник всех тех традиций, которые ими ограблены; и если не удается убедить в
этом весь мир, то по меньшей мере находятся всегда в достаточном количестве
такие наивные люди, которые верят на слово, для того, чтобы их положение
"главы школы", которого они, главным образом, добиваются, помимо
всего прочего, не было бы всерьез поставлено под сомнение, тем более, что сами
они довольно мало внимания обращают на качество своих "учеников" и
что, в согласии с современной ментальностью, количество им кажется гораздо
более важным; однако это вполне ясно показывает, насколько они далеки от того,
чтобы иметь даже самые элементарные понятия о том, что есть на самом деле
эзотеризм и посвящение.
Едва
ли нам следует говорить о том, что все здесь нами описываемое отражает не
только более или менее гипотетические возможности, но как раз весьма реальные и
должным образом констатируемые факты; мы бы никогда не закончили, если бы были
обязаны процитировать их все, однако, это было бы, по сути, малополезно;
довольно и нескольких характерных примеров. Таким образом, именно
"синкретическим" методом, о котором мы только что говорили, очевидно,
конституируется так называемая "восточная традиция", традиция
теософов, почти не имеющая в себе ничего восточного, кроме плохо понятой и
плохо применяемой терминологии; а так как этот мир "разделяется в самом
себе", согласно евангельскому изречению, то французские оккультисты, в
духе противоречия и соперничества, в свою очередь, воздвигают так называемую
"западную традицию" того же рода, многие из элементов которой, а
именно те, которые они извлекают из Каббалы, с трудом могут быть названы
западными как по их происхождению, так и по тому особому способу, которым они
их интерпретируют. Первые представляют свою "традицию" как выражение
самой "древней мудрости"; вторые, может быть, более скромные в своих
претензиях, стараются, по возможности, превзойти свой "синкретизм" ради
"синтеза", поскольку мало кто в такой степени злоупотребляет
последним словом. Если первые, таким образом, показывают себя более
амбициозными, то это, возможно, потому, что на самом деле в истоках их
"движения" лежат довольно загадочные влияния, подлинную природу
которых они, без сомнения, не способны определить; что касается вторых, то они
слишком хорошо знают, что за ними ничего не стоит, что их произведение есть
только лишь плод труда нескольких индивидов, ограниченных своими собственными
средствами, и если, тем не менее, случается, что "нечто" другое сюда
также проникает, то это, конечно, происходит гораздо позже; было бы нетрудно в
обоих рассмотренных случаях применить только что нами сказанное, и мы можем
предоставить каждому самому извлечь последствия, которые, как ему покажется,
логически должны отсюда следовать.
Разумеется,
никогда не существовало ничего такого, что можно было бы назвать подлинно
"восточной традицией" или "западной традицией"; такое
наименование было бы явно слишком туманным, чтобы можно было его применять к
определенной традиционной форме, поскольку, если не восходить к первоначальной
традиции, которая здесь не принимается в расчет по слишком понятным причинам и
которая не является, к тому же, ни восточной, ни западной, то всегда есть и
всегда имелось много разных традиционных форм, как на Востоке, так и на Западе.
Другие считают лучшим и более достойным доверия присваивать себе имя какой-либо
традиции, реально существовавшей в более или менее отдаленную эпоху, делая из
него вывеску сооружения, такого же причудливого, как и предшествующие, так как,
если они используют в большей или меньшей степени то, что их может привести к
познанию традиции, на которой они остановили свой выбор, то они принуждены
восполнять эти некоторые всегда фрагментарные и даже отчасти гипотетические
данные, прибегая к другим элементам, заимствованным в другом месте или даже
целиком воображаемым. В любом случае, малейшего изучения всей этой продукции
достаточно, чтобы обнаружить специфически современный дух, им присущий и
неизменно выражаемый присутствием одной из этих самых "руководящих
идей", о которых мы упоминали выше; нет, следовательно, необходимости
продолжать исследование дальше и дать себе труд точно и детально определить
реальное происхождение того или иного элемента из подобного ансамбля, поскольку
одно только это утверждение уже достаточно хорошо показывает, не оставляя
никакого сомнения, что здесь не присутствует ничего другого, кроме простой
подделки.
Один
из лучших примеров, который можно привести в данном случае, это многочисленные
организации, которые в настоящее время называют себя
"розенкрейцеровскими" и которые, само собой разумеется, не перестают
быть в противоречии друг с другом и даже друг с другом открыто сражаться,
претендуя равным образом быть представителями одной и той же
"традиции". Фактически можно признать правоту каждой из них без
всякого исключения, когда они провозглашают своих конкурентов незаконными и
обманщиками; никогда, конечно, не было такого количества людей, называющих себя
"розенкрейцерианцами", если только не "Розой-Крестом", в то
время как это более уже ничему не соответствует! Впрочем, не очень опасно
считать себя продолжением чего-то такого, что полностью принадлежит прошлому, в
особенности когда опровержений тем менее можно опасаться, что, как и в случае,
о котором идет речь, все покрыто некоторой темнотой, так что его конец не более
точно известен, чем начало; но кто же среди профанной публики и даже среди
"псевдоинициированных" может знать то, чем на самом деле была та
традиция, которая в течение некоторого времени квалифицировала себя как
розенкрейцеровская? Мы должны добавить, что эти замечания, касающиеся узурпации
имени организации посвящения, не применимы к случаю, например, так называемой
"Великой Белой Ложи", о которой, что довольно любопытно, со всех
сторон спрашивают, и не только у теософов; это наименование, в
действительности, никогда ни в коей мере не обладало ни малейшим подлинно
традиционным характером, и если это конвенциональное имя и может служить "маской"
чему-то, обладающему хоть какой-то реальностью, то это, конечно, в любом случае
не сторона посвящения, которую следовало бы здесь искать.
Довольно
часто критикуют тот способ, при котором кое-кто отправляет рекомендуемых ими
"учителей" в какой-нибудь почти недоступный район Центральной Азии
или в какое-нибудь иное место; и в этом, действительно, состоит средство
сделать их утверждения неверифицируемыми; но оно не единственное — удаление во
времени может в этом отношении играть роль, сравнимую с удалением в
пространстве. Так, иные не колеблясь причисляют себя к какой-нибудь традиции,
целиком исчезнувшей и угасшей уже много веков тому назад, даже много
тысячелетий; но правда, что, если только они не осмеливаются дойти до
утверждения, что эта традиция постоянно сохранялась в течение всего прошедшего
времени способом столь тайным и столь хорошо скрытым, что никто другой, кроме
них, не мог открыть ни малейшего ее следа, то это их лишает ценного
преимущества относить к себе прямую и непрерывную преемственность, которая
обладала бы большей видимостью правдоподобия, каковую она еще может иметь, если
речь идет о более недавней форме, которой является розенкрейцеровская традиция;
но этот недостаток, кажется, не имеет большого значения в их глазах, так как
они настолько несведущи в подлинных условиях посвящения, что охотно воображают
себе, что простая "идеальная" приверженность без всякой регулярной
передачи, может занять место действительной приверженности. К тому же,
совершенно ясно, что традиция тем с большей легкостью будет доступна любым
фантастическим "реконструкциям", чем более полно она утрачена и
забыта и чем меньше знают, как поступить с реальным значением сохранившихся от
нее остатков, которые, таким образом можно заставить говорить почти все, что
угодно; каждый, естественно, вложит туда то, что будет согласовано с его
собственными идеями; без сомнения, не надо искать кроме этого иной причины для
осознания того факта, что египетская традиция особенно часто
"эксплуатируется" в этом отношении и что столько очень различных
"псевдоинициационных" школ отдают ей предпочтение, что иначе было бы
непонятно. Мы должны уточнить, чтобы избежать всякого ложного применения того,
что мы здесь говорим, что эти наблюдения никоим образом не касаются Египта и
подобных вещей того же рода, которые могут встречаться также иногда в некоторых
организациях посвящения, но которые имеют там характер только лишь
символических "легенд" без всякой претензии действительно похваляться
подобными истоками; мы имеем в виду только то, что выдает себя в качестве
реставрации, ценной как таковой, традиции или посвящения, которые уже не
существуют, реставрации, которая, впрочем, даже при невероятной гипотезе, что
она была бы во всех отношениях точной и полной, все же не имела бы никакого
иного интереса сама по себе, кроме простого археологического курьеза.
Здесь
мы прекратим свои и без того длинные рассуждения, которых вполне достаточно для
того, чтобы сделать понятным все то, что вообще представляют собой все эти
"псевдоинициационные" подделки традиционной идеи, которые все еще так
свойственны нашей эпохе: более или менее связное (скорее менее, чем более)
смешение элементов, отчасти заимствованных и отчасти изобретенных, и над всем
доминирующие антитрадиционные концепции, свойственные современному духу; все
это может служить, в результате, лишь еще большему распространению этих
концепций, навязывая их некоторым людям в качестве традиционных, не говоря уже
о явном обмане, который состоит в выдаче за "посвящение" того, что на
самом деле имеет чисто профанный характер, чтобы не сказать
"профанирующий". Если нам укажут после этого, как на смягчающее
обстоятельство, на то, что почти всегда есть внутри, несмотря ни на что,
несколько элементов реально традиционного происхождения, то мы ответим следующее:
всякая имитация, чтобы заставить принять себя, естественно, должна принять по
крайней мере некоторые из черт того, чему она подражает, но как раз это еще
больше увеличивает опасность, не является ли самой ловкой и самой зловещей
ложью та, которая смешивает неискоренимым образом истину с ложью, силясь, таким
образом, заставить служить первую ради победы второй?
Глава
тридцать седьмая
ОБМАН
"ПРОРОЧЕСТВ"
Смесь
истины и лжи, которая встречается в "псевдотрадициях" современного
изготовления, вновь встречается также в так называемых
"пророчествах", которые, особенно в последние годы, распространяются
и используются различными способами для целей, по меньшей мере, очень
загадочных; мы говорим "так называемые", так как должно быть хорошо
понятно, что слово "пророчества" может применяться, собственно, к
сообщениям о будущих событиях, содержащимся в священных Книгах различных
традиций и исходящим от внушений чисто духовного порядка; в любом другом случае
его использование является абсолютно незаконным, и тогда подходит только одно
слово "предсказания". Предсказания эти могут быть, впрочем, очень
различного происхождения; по крайней мере, некоторые из них были получены
применением некоторых вторичных традиционных наук, и они, разумеется, являются
самыми важными, но при условии, что реально можно понять их смысл, что не
всегда бывает самым простым, так как по множеству причин они вообще
формулируются в более или менее темных терминах, часто проясняющихся лишь после
того, как события, о которых в них идет речь, реализуются; всегда,
следовательно, можно к ним отнестись подозрительно, но не из-за самих этих
предсказаний, а из-за ошибочных и "тенденциозных" интерпретаций,
которые им могут быть даны. Когда, к тому же, то, что есть в них подлинного,
происходит почти исключительно от искренних, но очень мало
"просветленных" "провидцев", которые усмотрели нечто
неясное, более или менее точно относящееся к будущему, довольно плохо
определенному чаще всего в том, что касается дат и последовательного порядка
событий, и которые, смешивая их бессознательно со своими собственными идеями,
выражают их еще более спутано, так что нетрудно найти там почти все, что будет
угодно.
Отсюда
можно понять, чему все это может служить в современных условиях: поскольку эти
предсказания почти всегда представляют вещи в беспокойном и даже ужасающем
освещении, потому что именно этот аспект событий, естественно, более всего
поражает "провидцев", постольку для того, чтобы возмутить
общественное умонастроение, достаточно просто их распространять, сопровождая по
мере надобности комментариями, подчеркивающими их угрожающую сторону и
представляющими те события, о которых идет речь, как неизбежные150;
если эти предсказания согласуются между собой, воздействие будет усиливаться, а
если они будут противоречить друг другу, что тоже бывает, то они ничего, кроме
беспорядка не произведут; как в том, так и в другом случае это будет одинаково
на пользу сил разрушения. Впрочем, следует добавить, что все то, что происходит
из достаточно низкой области психики, тем самым вместе с собой привносит
влияния, разлагающие и разрушающие равновесие, что значительно увеличивает
опасность; и несомненно, именно поэтому те, кто этому не верит, испытывают, тем
не менее, во многих случаях болезненное чувство, сравнимое с тем, которое
производит даже на очень мало "сенситивных" людей присутствие тонких
сил низшего порядка. Трудно поверить, например, сколько людей были опасно и
иногда непоправимо выведены из равновесия многочисленными предсказаниями, в
которых речь шла о "Великом Папе" или о "Великом Монархе",
и которые, однако, содержат некоторые черты определенных истин, но странным
образом деформированных "зеркалами" низшего психизма и, сверх того,
заниженных по мерке ментальности "провидцев", которые их в некотором
роде "материализуют" и "локализуют" более или менее узко,
чтобы ввести в рамки своих предвзятых идей151. Способ, которым эти
вещи представляются упомянутыми "провидцами", которые часто также и
"внушаемы"152, очень сильно зависит, к тому же, от
определенных слишком темных "низов", неправдоподобные разветвления
которых, по крайней мере с начала XIX века, было бы особенно любопытно
исследовать для того, кто хотел бы создать подлинную историю этого времени,
историю, разумеется, очень отличную от той, которой "официально"
обучаются; само собою разумеется, что у нас нет намерения входить в детали
этого и мы должны ограничиться некоторыми общими замечаниями по данному очень
сложному вопросу, к тому же, намеренно запутанному во всех своих аспектах153,
что мы не могли полностью обойти его молчанием без того, чтобы перечисление
главных характерных элементов современной эпохи оставалось бы очень неполным,
так как в этом есть еще один из самых значительных симптомов второй фазы
антитрадиционной деятельности.
Впрочем,
простое распространение таких предсказаний, о которых мы только что говорили, в
конце концов является лишь частью более элементарной работы, которая в этом
отношении в настоящее время открывается, так как в этом случае работа уже почти
полностью проведена самими "провидцами", хотя и без их ведома; есть и
другие случаи, для которых надо вырабатывать более тонкие интерпретации, чтобы
привести предсказания в соответствие определенным замыслам. Как раз это и
происходит с теми предсказаниями, которые основаны на определенных традиционных
познаниях, и тогда их темнота особенно удобна для тех, кто их принимает154,
даже некоторые библейские пророчества по той же причине являются объектом
такого же рода "тенденциозных" интерпретаций, некоторые из которых
часто добросовестны, но есть также и "внушенные", которые служат для
внушения другим; существует как бы нечто вроде психической, неизбежно заразной
"эпидемии", которая, однако, очень хорошо подходит к плану
разрушительной деятельности в качестве "спонтанной" и которая, как и
любые другие проявления современного беспорядка (включая сюда и революции,
считающиеся наивными людьми тоже "спонтанными"), неизбежно предлагает
в качестве отправной точки сознательную волю. Худшим ослеплением было бы видеть
в этом простое действие "моды" без всякого реального значения155;
впрочем, можно было бы то же самое сказать и о растущем распространении
"гадательных искусств", которые, конечно, тоже небезобидны, как это
может показаться тем, кто не доходит до глубины вещей: это суть, главным
образом, непонятные обломки древних традиционных, почти полностью утраченных
наук, и кроме той опасности, которая связана с их характером
"остатков", они еще аранжированы и скомбинированы таким образом, что
приведение их в движение открывает под предлогом "интуиции" (а это
совпадение с "новой философией" само по себе достаточно замечательно)
дверь вторжению всяких психических влияний самого сомнительного характера156.
Используются
также, при соответствующей интерпретации, предсказания, происхождение которых
особенно подозрительно и которые являются достаточно древними, а возможно, не
созданными для современных условий, хотя силы разрушения, очевидно, уже широко
использовали свое влияние в ту эпоху (речь идет, в особенности, о времени, к
которому восходят сами истоки современного отклонения, с XIV до XVI века), и с
тех пор эти предсказания были нацелены, наряду с более частными и
непосредственными целями, на подготовку деятельности, которая должна
выполняться лишь в масштабе длительного времени157. Эта подготовка,
по правде говоря, никогда не прекращалась; она продолжалась в иных
модальностях, один из аспектов которых представляет внушение современных
"провидцев" и организация "видений", носящих совсем не
ортодоксальный характер, в чем обнаруживается самым четким образом прямое
вмешательство тонких влияний; но это не единственный аспект, и даже когда речь
идет о предсказаниях, явно полностью "сфабрикованных", подобные
влияния очень даже свободно могут вступать в игру, прежде всего по причине
"контринициационного" истока, откуда эманирует их первоначальное
вдохновение, а также поскольку некоторые элементы привлечены для того, чтобы
служить "опорой" для этой работы.
Написав
эти последние слова, мы особо имели в виду пример, совершенно удивительный как
сам по себе, так и по тому успеху, какой он имел в различных средах и который в
этой связи заслуживает большего, чем простое упоминание: мы хотим сказать о так
называемых "пророчествах Больших Пирамид", распространившихся в
Англии и отсюда по всему миру, ради целей, отчасти, может быть, политических, но
конечно, идущих гораздо дальше, чем политика в обычном смысле этого слова, и к
тому же тесно связанных с другой работой, предпринимаемой для того, чтобы
внушить англичанам, что они происходят от "племен, потерянных
Израилем"; но мы не можем утверждать большего, не входя в размышления,
которые в настоящее время были бы совершенно некстати. Как бы то ни было, вот о
чем идет речь в нескольких словах: измеряя неким способом, который, впрочем,
был не лишен определенной произвольности (тем большей, на самом деле, что в
точности не были определены те меры, которыми реально пользовались древние
египтяне), различные части коридоров и помещений Большой Пирамиды158,
захотели открыть там "пророчества", приводя в соответствие полученные
таким образом числа с периодами и датами истории. К несчастью, в этом есть
настолько явная абсурдность, что можно спросить себя, как получается, что никто
ее не замечает, и именно это показывает, до какой степени наши современники
"подвержены внушению"; действительно, предполагать, что строители
Пирамиды реально имели в виду некие "пророчества", означало бы
допустить две вещи: или эти "пророчества", которые должны в
значительной степени основываться на определенном знании циклических законов,
относятся к общей истории мира и человечества, или они были адаптированы таким
образом, чтобы специально касаться Египта, но фактически, нет ни того, ни
другого, так как все то, что там желают найти, сводится исключительно к точке
зрения иудаизма прежде всего, а затем и христианства, таким образом, что из
этого логически следовало бы заключить, что Пирамида вовсе не является
египетским памятником, а памятником "иудео-христианским"! Одного
этого было бы достаточно, чтобы не оставить камня на камне от этой
неправдоподобной истории; следует добавить еще, что все это понимается, следуя
так называемой библейской, совершенно сомнительной "хронологии",
согласно самому узкому и самому протестантскому "буквализму"
несомненно потому, что следовало хорошо адаптировать эти вещи к особой ментальности
среды, в которой они должны главным образом и в первую очередь
распространяться. Можно было бы сделать еще и другие любопытные замечания: так,
от начала христианской эры не нашлось для отметки никакой интересной даты до
первых железных дорог; если следовать этому, то надо было бы поверить, что
древние строители соотносили свои оценки важности событий с очень современной
перспективой; в этом состоит гротескный элемент, в котором всегда нет
недостатка в подобного рода вещах и через который предательски обнаруживается
как раз их истинное происхождение: дьявол, конечно, очень ловок, но, тем не
менее, он никогда не удержится от того, чтобы оказаться смешным с какой-нибудь
стороны159.
Это
еще не все: время от времени, опираясь на "пророчества Большой
Пирамиды" или на другие какие-нибудь предсказания и предаваясь расчетам,
основание которых всегда остается достаточно плохо определенным, заявляют, что
такой-то точной датой должно обозначить "вступление человечества в новую
эру", или же "пришествие новой духовности" (далее мы увидим, как
следует это понимать в реальности); многие из этих дат уже прошли, и кажется,
что ничего особо замечательного в них не произошло; но о чем все это может
говорить на самом деле? Фактически, в этом обнаруживается еще раз другое
использование предсказаний (мы хотим сказать "другое" по сравнению с
тем, что они увеличивают беспорядок нашего времени, сея почти повсюду
возмущение и волнение), и что не менее важно, оно состоит в том, чтобы делать
из этого средство прямого внушения, вносящего свой вклад в действительное
определение некоторых событий будущего; согласятся ли, например, — возьмем
здесь самый простой случай, чтобы лучше быть понятыми, — что, с настойчивостью
возвещая революцию в такой-то стране и в такое-то время, ей реально помогают
разразиться в момент, желаемый теми, кто в этом заинтересован? По сути, речь
для некоторых идет, в особенности в настоящее время, о создании "состояния
духа", благоприятного для реализации некоего "нечто", которое
входит в их намерения и, несомненно, может оказаться различным под воздействием
противоположных влияний, но которое они очень надеются привести таким образом к
реализации немного позже или немного раньше; нам остается более точно
рассмотреть, к чему ведет это "псевдодуховное" предприятие, и надо
сказать, не желая из-за этого никоим образом становиться
"пессимистом" (тем более, что "оптимизм" и
"пессимизм" суть, как мы это уже объясняли в другом случае, две
сентиментальные установки, которые должны оставаться одинаково чуждыми нашей
точке зрения, строго традиционной), что такова слишком малоутешительная
перспектива для довольно близкого будущего.
Глава
тридцать восьмая
ОТ
АНТИТРАДИЦИИ К КОНТРТРАДИЦИИ
То,
о чем мы только что говорили, как и все, по существу принадлежащее к
современному миру, имеет характер глубоко антитрадиционный; но в одном смысле
оно идет еще дальше, чем "антитрадиция", понимаемая как простое
отрицание, и стремится к сознанию того, что можно было бы более точно назвать
"контртрадицией". Здесь есть различие, сходное с тем, которое мы
ранее сделали между отклонением и извращением, и которое также соответствует
тем же двум фазам антитрадиционного действия, рассмотренного в целом:
"антитрадиция" самым полным образом выражается в материализме,
который можно было бы назвать "интегральным", таким, как он
господствовал в конце прошлого века; что касается "контртрадиции", то
мы еще видим только предвещающие ее знамения, образуемые всеми теми вещами,
которые нацелены тем или иным образом на подделку самой традиционной идеи. Мы
можем сразу же прибавить, что, так же, как тенденция к "отвердению",
выражаемая "антитрадицией", не могла достичь своего последнего
предела, который был бы поистине вне и ниже всякого возможного существования,
можно предвидеть, что тенденция к растворению, находящая, в свою очередь,
выражение в "контртрадиции", тем более этого не сможет; сами условия
проявления, поскольку цикл еще полностью не завершен, требуют, очевидно, чтобы
так было; и что касается самого конца этого цикла, то он предполагает
"восстановление", при помощи которого эти "пагубные"
тенденции будут "превращены" в окончательно "благотворный"
результат, как мы уже выше объясняли. К тому же, все пророчества (разумеется,
здесь мы берем это слово в его истинном смысле) указывают, что видимый триумф
"контртрадиции" будет только временным и что в тот самый момент,
когда он покажется наиболее полным, она будет разрушена действием духовных
влияний, которые тогда станут вторгаться, чтобы непосредственно приготовить
окончательное "восстановление"160; действительно,
понадобится не менее, чем такое прямое вмешательство, чтобы в желаемый момент
положить конец наиболее сомнительной и поистине самой "сатанинской"
из всех возможностей, заключающихся в циклическом проявлении; но не забегая
более вперед, исследуем более точно, что же собою на самом деле представляет
эта "контртрадиция"?
Для
этого мы еще раз должны обратиться к роли "контринициации":
действительно, это именно она, как очевидно, после постоянно проводимой в тени
работы ради того, чтобы вдохновить и управлять невидимо всеми современными
"движениями", достигнет в конечном счете "экстериоризации",
если можно так выразиться, чего-то такого, что будет как бы противоположностью
подлинной традиции настолько полно и точно, насколько это позволяют
ограничения, с необходимостью предъявляемые всякой возможной подделке.
Поскольку посвящение, как мы уже говорили, есть то, что действительно
представляет дух традиции, постольку "контринициация" будет играть
сходную с "контртрадицией" роль; но, разумеется, было бы совершенно неточно
и ошибочно говорить здесь о духе, потому что речь идет как раз о том, в чем дух
совершенно отсутствует, о том, что было бы ему даже противоположно, если бы
дух, по существу, не был по ту сторону всех оппозиций, и что, во всяком случае,
претендует на оппозицию ему, во всем подражая ему, наподобие той перевернутой
тени, о которой мы уже много раз говорили; вот почему, как бы далеко ни зашло
это подражание, "контртрадиция" никогда не может быть ничем иным,
кроме пародии, и она будет только лишь наиболее обширной и доведенной до
предела из всех пародий, так что мы до сих пор видели, при всей лживости
современного мира, лишь ее частные "опыты" и "прообразы",
весьма бледные по сравнению с тем, что готовится в будущем, которое некоторые
люди полагают близким, чему стремится дать достаточное основание растущая
скорость современных событий. Однако, само собою разумеется, что у нас вовсе
нет намерения постараться определить более или менее точные даты, по образцу
любителей так называемых "пророчеств"; даже если бы это и стало
возможным через знание точной длительности циклических периодов (хотя в таком
случае главная трудность в определении реальной отправной точки, которую надо
принять для осуществления подсчета, всегда сохраняется), не следовало бы в этом
отношении ослаблять величайшую осмотрительность по причинам, как раз
противоположным тем, которые движут сознательными или бессознательными
распространителями искаженных предсказаний, то есть чтобы избежать риска внести
еще больший беспорядок и беспокойство, которое как раз и царят в современном
мире.
Как
бы то ни было, но то, что способствует доведению до этой точки, а именно
"контринициация" — и это надо особо отметить — не может
приравниваться к чисто человеческому изобретению, которое ничем бы не
отличалось по своей природе от простой "псевдоинициации"; на самом
деле, она ее весьма превосходит, и чтобы действительно ею стать, необходимо,
чтобы каким-то образом при самом своем происхождении она следовала из того же
единого истока, с которым связано всякое посвящение и вообще все то, что
проявляет "нечеловеческий" элемент в нашем мире; но она следует из
него через вырождение, доходящее до своего предела, то есть до того
"переворачивания", которое составляет, собственно говоря,
"сатанизм". Такое вырождение, очевидно, является гораздо более
глубоким, чем вырождение традиции, просто отклоняющейся в какой-то мере или
даже обломанной и сведенной к своей низшей части; здесь есть даже нечто
большее, чем в случае тех по-настоящему мертвых и полностью оставленных духом традиций,
"остатки" которых "контртрадиция" может использовать ради
своих целей, как это мы уже объясняли. Это логически ведет к мысли, что
вырождение надо начинать искать в гораздо более далеком прошлом; и сколь ни был
бы темен этот вопрос об истоках, с достаточным правдоподобием можно
предположить, что он связан с извращением какой-то из древних цивилизаций,
принадлежащих к тому или иному из исчезнувших континентов, исчезнувших во время
катаклизмов, происшедших в ходе настоящей Манвантары161. Во всяком
случае, едва ли надо повторять, что как только дух отступил, никоим образом
нельзя больше говорить о посвящении; действительно, представители
"контринициации" являются столь же тотально и неисцелимо, как и
простые профаны, несведущими в существе дела, то есть игнорирующими любую
духовную и метафизическую истину, которая вплоть до своих самых элементарных
принципов, стала для них абсолютно чуждой с тех пор, как "небо
закрылось" для них162. Не будучи способной вести людей к
"сверхчеловеческим" состояниям, таким, как посвящение, и ограничивать
себя, тем не менее, одной лишь человеческой областью,
"контринициация" неизбежно ведет их к "инфрачеловеческому",
и как раз в этом заключается то, что оставляет за ней эффективную власть;
слишком легко понять, что это нечто совершенно иное, чем комедия
"псевдоинициации". В исламском эзотеризме говорится, что тот, кто
предстает перед некоей "дверью", не достигнув ее нормальным и
законным путем, видит эту дверь перед собою закрывающейся, и обязан вернуться назад,
но при этом не как простой профан, что отныне невозможно, но как захир (saher,
колдун или маг, действующий в области тонких способностей низшего порядка)163;
мы не смогли бы дать более четкого выражения того, о чем идет речь: в этом
заключается "инфернальный" путь, который претендует на то, чтобы
противостоять "небесному" пути, и представляет собою внешнюю
видимость такого противостояния, поскольку, в конце концов, оно может быть лишь
иллюзорным; и как мы уже сказали выше по поводу ложной духовности, куда идут на
погибель некоторые существа, вовлеченные в своего рода "реализацию
наизнанку", этот путь может привести лишь к тотальной
"дезинтеграции" сознательного бытия и его безвозвратного растворения164.
Естественно,
что для того, чтобы подражание через обратное отражение было возможно более
полным, можно создавать центры, с которыми будут связаны организации,
способствующие процветанию "контринициации", центры, исключительно
"психические", разумеется, по используемым и передаваемым ими
влияниям, а вовсе не духовные, как в случае посвящения и истинной традиции, но
которые могут, тем не менее, по той причине, о которой только что шла речь,
принимать до некоторой степени ее внешнюю видимость, что создает иллюзию
"духовности наизнанку". Однако не следует удивляться тому, что сами
эти центры, а не только некоторые более или менее прямо им подчиненные
организации, могут во многих случаях находиться в борьбе друг с другом, так как
область, в которой они располагаются, являясь ближайшей к
"хаотическому" растворению, есть та сфера, где дается полная воля
всем противоположностям, если они не согласованы и не гармонизованы управляющей
деятельностью высшего принципа, который здесь с необходимостью отсутствует. В
том, что касается проявлений центров или того, что от них исходит, то отсюда часто
следует впечатление смешения и несогласования, которое, разумеется, не
иллюзорно, и которое является даже характерной "отметкой" подобных
вещей; они согласуются между собой лишь негативно, если можно так сказать, для
борьбы против истинных духовных центров в той мере, в какой они оказываются на
уровне, который позволяет такую борьбу развязывать, то есть только для того,
что относится к области, не превосходящей границы нашего индивидуального
состояния165. Но именно здесь проявляется то, что можно было бы
назвать поистине "глупостью дьявола": представители
"контринициации", действуя таким образом, питают иллюзию
противостояния самому духу, которому в реальности ничего не может
противостоять; но в то же время, независимо от них и без их ведома, они ему фактически
подчинены и никогда не могут перестать подчиняться, как и все то, что
существует, пусть бессознательно и непроизвольно, покоряется божественной воле,
от которой ничто не может уклониться. Они, следовательно, также используются в
конечном счете, хотя и помимо воли и хотя они могут думать даже совершенно
обратное, для реализации "божественного плана в человеческой сфере"166;
они играют в нем, как и все другие существа, ту роль, которая соответствует их
собственной природе, но вместо того, чтобы действительно осознавать свою роль,
как это делают истинные посвященные, они осознают только негативную и
извращенную ее сторону; таким образом, они сами себя одурачивают и делают это
способом, гораздо наихудшим для них, чем простое невежество профанов, потому
что вместо того, чтобы позволить им остаться в некотором роде на одном месте,
этот способ в результате отбрасывает их все дальше от главного центра, вплоть
до того, что они окончательно впадают во "тьму внешнюю". Но если все
это рассматривать не по отношению к самим этим существам, а по отношению к
ансамблю всего мира, то следует сказать, что, так же точно, как и все другие,
они занимают с необходимостью свое место в качестве элементов ансамбля — как бы
"провиденциальных инструментов", выражаясь теологическим языком, —
хода этого мира в его цикле проявления, так как всякий частичный беспорядок,
даже когда он проявляет себя как беспорядок по своему существу, с не меньшей
необходимостью должен содействовать всеобщему порядку.
Эти
некоторые размышления должны помочь понять, как возможно установление некоей
"контртрадиции", а также почему она будет всегда и неизбежно только
лишь нестабильной и почти эфемерной, что на самом деле не мешает ей быть самой
по себе, как мы уже говорили выше, самой грозной из всех возможностей. Надо
понять также, что такова цель, которую ставит себе реально
"контринициация", и что она ее преследует постоянно по всему ходу
своей деятельности, и что негативная "антитрадиция" представляет
собою только лишь обязательную подготовку; после этого нам осталось еще немного
рассмотреть то, что сегодня можно предвидеть, следуя различным согласующимся
признакам, те модальности, в которых сможет реализоваться эта
"контртрадиция".
Глава
тридцать девятая
ВЕЛИКАЯ
ПАРОДИЯ ИЛИ ДУХОВНОСТЬ НАИЗНАНКУ
Из
того, что мы только что сказали, легко понять. что установление
"контртрадиции" и ее явная и моментальная победа будут, собственно
говоря, царством того, что мы назвали "духовностью наизнанку",
которая, естественно, представляет собою лишь пародию духовности, которой она
подражает, так сказать, в обратном смысле, таким образом, что она, кажется,
является самой ее противоположностью, так как, каковы бы ни были ее претензии,
здесь нет ни симметрии, ни возможного равенства. Это важно подчеркнуть, так как
многие, обманываясь этой видимостью, воображают себе, что есть в мире как бы
два противоположных принципа, оспаривающие право превосходства; эта ошибочная
концепция, по сути, является той же самой, которая, говоря теологическим
языком, ставит Сатану на тот же уровень, что и Бога, и которую, справедливо или
нет, вообще приписывают манихеям; конечно, в настоящее время многие люди в этом
смысле является "манихеями", не подозревая об этом, и в этом также
заключается действие самого пагубного "внушения". Действительно, эта
концепция приводит к утверждению принципиальной, радикально несводимой
дуальности или, другими словами, к отрицанию высшего Единства, которое
существует по ту сторону всяких противоположностей и всяких антагонизмов; не
следует удивляться, что такое отрицание есть дело приверженцев
"контринициации", и с их стороны оно может быть даже искренним,
поскольку метафизическая сфера для них полностью закрыта; еще более очевидно,
что для них необходимо распространять и навязывать эту концепцию, так как только
этим они могут достичь того, чтобы их принимали за то, чем они не являются и
реально не могут быть, то есть за представителей чего-то такого, что могло бы
быть чем-то параллельным духовности и даже берущим над ней, в конце концов,
верх.
Эта
"духовность наизнанку", следовательно, есть лишь, по правде говоря,
ложная духовность, ложная даже в самой крайней степени, какую только можно себе
представить; но можно также говорить о ложной духовности во всех тех случаях,
когда, например, психическое принимается за духовное, даже не обязательно
доходя до тотального разрушения; вот почему для ее обозначения лучше всего, в
конечном счете, подходит выражение "духовности наизнанку", при
условии точного объяснения того, как его следует понимать. В этом, на самом
деле, и состоит "духовное обновление", близкое пришествие которого
кое-кто, иногда совершенно бессознательно, с настойчивостью, объявляет, или же
"новая эра", в которую стремятся всеми силами привести современное
человечество, да и само состояние общего "ожидания", создаваемое
распространением предсказаний, о которых мы говорили, может внести свой вклад в
действительное ускорение. Притягательность "феномена", что мы уже
рассматривали как один из определяющих факторов смешения психического и духовного,
может в этом отношении также играть очень важную роль, так как именно этим
большинство людей будет захвачено и обмануто во времена
"контртрадиции", потому что сказано, что "лжепророки",
которые восстанут тогда, "дадут великие знамения и чудеса, чтобы
прельстить, если возможно, и избранных". Именно в этом отношении
манифестации "метафизик" и различных форм
"неоспиритуализма" могут уже ясно представить как бы
"прообраз" того, что должно произойти впоследствии, хотя они дают еще
очень слабую идею этого; речь все время идет, по существу, о воздействии тех же
самых низших тонких сил, но тогда они будут задействованы с несравненно большей
мощью; и раз мы видим, сколько людей постоянно готовы слепо предоставить полное
доверие любым бредням обычного "медиума" только потому, что они
опираются на "феномены", то как же удивляться, что соблазнение будет
тогда почти всеобщим? Вот почему никогда нелишне повторить, что сами по себе
"феномены" абсолютно ничего не доказывают относительно истинности
какой-нибудь доктрины или учения, что это область исключительно "великой
иллюзии", где все то, что некоторые слишком легко принимают за
"духовные" знамения, всегда может быть симулировано и подделано игрой
низших сил, о которых идет речь; возможно, что это даже единственный случай,
когда имитация может быть поистине совершенной, потому что, фактически, это
суть одни и те же "феномены", если брать это слово в его собственном
смысле внешних явлений, производимых как в одном, так и в другом случае, и
разница состоит только в природе тех причин, которые, соответственно, туда
вторгаются, причин, которые большинство людей совершенно не способны
определить, так что лучшее, что можно сделать, в конечном счете, это не
придавать ни малейшего значения всему тому, что является "феноменом",
и даже видеть в нем прежде всего априори неблагоприятный знак; но как заставить
понять это "экспериментальные" умы наших современников, умы, которые,
будучи сформированными изначально "сайентистской" точкой зрения
"антитрадиции", также стали, в конечном счете, одним из факторов,
способных сделать самый действенный вклад в успех "контртрадиции" ?
"Неоспиритуализм"
и "псевдоинициация", проистекающие из этого, суть только еще как бы
частичный "прообраз" "контртрадиции" и под другим углом
зрения: мы имеем в виду использование, нами уже отмечавшееся, элементов,
подлинно традиционных по своему происхождению, но уклонившихся от своего
истинного направления и таким образом в некотором роде поставленных на службу
заблуждению; это отклонение есть в целом лишь продвижение к полному переворачиванию,
которое должно характеризовать "контртрадицию" (и важный пример
которого мы видели в случае намеренной инверсии символов); но тогда речь уже
больше не будет идти только о некоторых фрагментарных и разрозненных элементах,
поскольку, согласно намерениям ее авторов, нужно будет придать ей иллюзию
чего-то сравнимого и даже равного с тем, что создает интегральность истинной
традиции, включая туда и внешние приложения во всех областях. По этому поводу
можно отметить, что "контринициация" ради достижения своих целей,
изобретая и распространяя всевозможные идеи, представляющие лишь негативную
"антитрадицию", совершенно ясно осознает ложность этих идей, так как
очевидно, что она знает слишком хорошо, к чему впоследствии эти идеи приведут;
но само это указывает, что здесь можно действовать по своему намерению лишь на
предварительной и переходной фазе, так как такое деяние сознательной лжи не
может быть само по себе истинной и единственной целью, которую она себе ставит;
все это предназначено только для подготовки чего-то такого, что придет в
будущем, что, как кажется, должно принести более "позитивный"
результат и что на самом деле является "контртрадицией". Вот почему
уже видны в разнообразной продукции, "контринициационные" истоки и
вдохновение которой не вызывают сомнения, наброски идеи организации, которая
будет как бы копией, а тем самым и подделкой, такой традиционной идеи, как
"Святая Империя", организации, которая должна быть выражением
"контртрадиции" в социальном порядке; вот почему Антихрист должен
появиться как тот, кого мы можем назвать, согласно языку индуистской традиции,
"Шакраварти наизнанку"167.
Это
царство "контртрадиции" есть, на самом деле, то, что очень точно
обозначено как "царство Антихриста": он, какую бы ни составляли себе
об этом идею, есть, во всяком случае, нечто в себе концентрирующее и
синтезирующее для исполнения этой последней работы все силы
"контринициации", понимается ли она в отношении индивида или
коллективности; в некотором смысле это может быть сразу и то и другое, так как
должна иметься здесь и определенная коллективность, которая будет как бы
"экстериоризацией" "контринициационной" организации,
которая, наконец, и сама обнаружится, а также должна быть и личность, которая,
помещаясь во главе этой коллективности, будет самым полным выражением и как бы
самой "инкарнацией" того, что она будет представлять собою, пусть
даже это существует в качестве "поддержки" всех пагубных влияний,
которые она должна будет проецировать на мир168. Очевидно, что это
будет "притворщик" (таков смысл слова dajjal, которым его обычно
обозначают арабы), поскольку его царство будет ничем иным, как исключительно
только "большой пародией", карикатурой и "сатанинской"
имитацией всего того, что есть истинно традиционного и духовного; но тем не
менее, все будет сделано таким образом, что ему поистине невозможно будет не
играть этой роли. Это, конечно, уже больше не будет "царство
количества", которое, в конце концов, было лишь завершением
"антитрадиции"; это будет, напротив, под предлогом ложной
"духовной реставрации", своего рода внедрением качества во все, но
качества, взятого в обратном значении его истинной и нормальной ценности169;
после "эгалитаризма" нашего времени, будет заново утверждаться явным
образом иерархия, но иерархия перевернутая, то есть, собственно,
"контриерархия", вершина которой будет занята существом, которое
реально, ближе, чем кто-нибудь другой, соприкоснется по самой своей сути с
"инфернальными безднами".
Это
существо, даже если оно появится в форме определенной личности, реально будет
скорее символом, чем индивидом, как бы самим синтезом всего перевернутого
символизма, используемого "контринициацией", что проявится в нем тем
более полно, что в этой роли он не будет иметь ни предшественника, ни
последователя; чтобы выражать, таким образом, ложь в ее последней степени, он
должен быть, можно было бы сказать, полностью "фальшивым" со всех
точек зрения и быть как бы инкарнацией самой лживости170. Впрочем,
именно поэтому и по причине этой крайней оппозиции к истине во всех ее
аспектах, Антихрист может принять символы Мессии, но, разумеется, также в
противоположном смысле171; и преобладание, отдаваемое
"пагубному" аспекту, или даже, точнее говоря, замена им
"благодатного" аспекта, через ниспровержение двойного смысла этих
символов, есть то, что составляет его характерное отличие. Может и должно быть
странное сходство между обозначениями Мессии (El-Mesiha по-арабски) и
Антихриста (El-Mesikh)172; но последнее есть только его деформация,
как и сам Антихрист представляется деформацией во всех более или менее
символических описаниях, которые были даны, что также очень важно.
Действительно, эти описания особенно настаивают на телесной асимметрии,
предполагая, по существу, что это есть видимые отметки самой природы существа,
которому они принадлежат, и действительно, они суть всегда знаки какого-нибудь
внутреннего нарушения равновесия; к тому же, именно поэтому такие деформации
дают основание для "дисквалификации" с точки зрения посвящения, но в
то же время, без труда понятно, что они могут быть "квалификациями" в
противоположном смысле, то есть по отношению к "контринициации".
Последняя, действительно, идя в направлении, противоположном посвящению, по
самому своему определению, следовательно, идет в сторону увеличения нарушений
равновесия существ, последний предел которого есть растворение или
"дезинтеграция", о которой мы уже говорили; очевидно, Антихрист
должен быть насколько возможно близко к этой "дезинтеграции" таким
образом, что можно было бы сказать, что его индивидуальность в то же самое время,
как она является развитой чудовищным образом, тем не менее оказывается уже
почти уничтоженной, реализуя, таким образом, инверсию стирания "я"
("moi") перед "Само" ("Soi") или, другими
словами, смешение в "хаосе" вместо слияния в изначально Едином; и это
состояние, изображаемое самой деформацией и диспропорциями телесной формы,
поистине находится на низшей границе возможностей нашего индивидуального
состояния, так что вершина "контриерархии" как раз и есть то место,
которое ему собственно соответствует в этом "перевернутом мире",
который будет его собственным миром. С другой стороны, даже с чисто
символической точки зрения, будучи представителем "контртрадиции",
Антихрист с не меньшей необходимостью уродлив: мы только что сказали, что, в
действительности, здесь может быть лишь карикатура на традицию, а кто говорит
"карикатура", говорит тем самым "уродство"; если бы это
было иначе, то не было бы никаких средств отличить внешним образом
"контртрадицию" от истинной традиции, но чтобы, по крайней мере,
"избранные" не соблазнялись, надо, чтобы она носила на себе
"печать дьявола". Кроме того, ложь тоже обязательно
"искусственна", и в этом отношении "контртрадиция" никогда
не сможет избавиться, несмотря ни на что, от этого "механического"
характера, который присущ всем продуктам современного мира, из которых он будет
последним; еще точнее, в ней будет нечто сравнимое с автоматизмом тех
"психических трупов", о которых мы говорили ранее, и она, впрочем, не
создаст, как и они, ничего иного, кроме искусственно на короткое время
оживляемых "остатков", что еще раз подтверждает, что она не может в
себе иметь ничего длительного; эта куча гальванизированных, если можно так
сказать, "инфернальной" волей "остатков", и есть, конечно,
то, что может дать самое четкое представление о происходящем у самых последних
пределов разложения.
Мы
более не можем останавливаться на всем этом; по сути, малополезно стараться в
деталях предвидеть, как будет создаваться "контртрадиция", к тому же,
этих общих указаний будет уже почти достаточно для тех, кто хотел бы сам
применить их в более частных случаях, что, в любом случае, не входит в предмет
нашего рассмотрения. Как бы то ни было, здесь мы пришли к последнему пределу
антитрадиционного действия, которое должно привести мир к своему концу; после
этого, почти мимолетного царства "контртрадиции", там уже не может
быть ничего предваряющего достижение последнего момента современного цикла,
кроме "восстановления", которое мгновенно поставит все вещи на их
нормальные места, в то время как разрушение, казавшееся полным, непосредственно
подготовит "золотой век" будущего цикла.
Глава
сороковая
КОНЕЦ
МИРА
Все
то, что мы описали в ходе этого исследования, составляет в сумме то, что вообще
можно назвать "знамениями времени", согласно евангельскому выражению,
то есть знамениями, предшествующими "концу мира" или цикла, который
только представляется "концом мира", без какого-нибудь ограничения
или спецификации, а именно, для тех, кто ничего не видит по ту сторону границ
этого самого цикла; конечно, это очень извинительная ошибка перспективы,
имеющей не менее пагубные последствия в неоправданных и чрезмерных страхах,
которые она рождает у тех, кто в недостаточной мере отрешился от земного
существования; и разумеется, это как раз те, кто слишком легко творит для себя
эту ошибочную концепцию по причине узости самой их точки зрения. На самом деле,
можно насчитать, таким образом, множество "концов мира", поскольку
существуют циклы очень различной длительности, неким образом друг в друге
заключающиеся, так что одно и то же понятие всегда можно аналогичным образом
приложить ко всем степеням и на всех уровнях; но очевидно, что они обладают
весьма неравной значительностью, так же, как и сами циклы, с которыми они
соотносятся, и в этом отношении следует признать, что тот, который мы здесь
рассматриваем, несомненно, обладает большей важностью, чем многие другие,
поскольку он есть конец Манвантары в целом, то есть временного существования
того, что собственно можно назвать человечеством, что, повторим еще раз, никоим
образом не означает, что это будет конец земного мира самого по себе, поскольку
через "восстановление", которое осуществится в последний момент, сам
этот конец непосредственно станет началом другой Манвантары.
В
связи с этим есть еще один пункт, который мы должны разъяснить более точным
образом: сторонники "прогресса" привыкли говорить, что "золотой
век" не в прошлом, а в будущем; что касается нашей Манвантары, то истина,
напротив, состоит в том, что он, конечно же, реально был в прошлом, поскольку
он есть не что иное, как само "первоначальное состояние". В одном
смысле, однако, он сразу и в прошлом и в будущем, но при условии, если мы не
будем ограничиваться настоящей Манвантарой и рассматривать последовательность
земных циклов, так как относительно будущего речь с необходимостью идет о
"золотом веке" другой Манвантары; он, следовательно, отделен от нашей
эпохи "барьером", поистине непроницаемым для профанов, которые об
этом говорят и которые не ведают того, что они говорят, когда возвещают близкий
приход "новой эры", относя его к современному человечеству. Их
ошибка, доведенная до самого крайнего предела, будет ошибкой самого Антихриста,
претендующею установить "золотой век" через воцарение
"контртрадиции" к создать самым обманчивым и самым эфемерным способом
его видимость через подделку традиционной идеи Священного Царства, (Sanctum
Regnum); .исходя из этого, можно понять, почему во всех
"псевдотрадициях", которые суть еще только весьма частные и слабые
"прообразы контртрадиции", но которые бессознательно стремятся ее
подготовить более непосредственно, чем что-либо другое,
"эволюционистские" концепции постоянно играют преобладающую роль, о
чем мы упоминали. Разумеется, "барьер", о котором мы только что
говорили и который в некотором роде должен тех, для кого он существует,
совершенно закрыть внутри настоящего цикла, является препятствием еще более
абсолютным для представителей "контртрадиции",чем для простых
профанов, так как будучи устремленными исключительно к распаду, они поистине
суть те, для кого ничего не будет существовать по ту сторону цикла, и таким
образом, для них, в особенности, его конец должен быть реально "концом
мира" в самом полном смысле, какой только можно придать этому выражению.
Это
поднимает ещё один смежный вопрос, о чём мы скажем несколько слов, хотя, по
правде говоря, некоторые из предшествующих наблюдений уже содержат имплицитный
ответ на них: в какой мере те, кто полнее всего представляют
"контринициацию", действительно осознают ту роль, которую они играют,
а. в какой мере они суть лишь инструменты превосходящей их воли, о которой они,
тем не менее, не знают, вопреки тому, что они совершенно неизбежно ей
подчинены? Согласно сказанному выше, граница между этими двумя точками зрения,
с которых можно рассматривать их деятельность, с необходимостью определена
границей духовного мира, в который они не могут проникнуть никоим образом; они
могут иметь познания, касающиеся возможностей "промежуточного мира",
настолько обширные, насколько захотят, но эти познания всегда будут неисцелимо
фальшивыми, из-за отсутствия духа, который один только может им придать
истинный смысл. Очевидно, что такие человеческие существа никогда не могут быть
ни механицистами, ни материалистами, ни даже "прогрессистами" или
"эволюционистами" в вульгарном смысле слова, и если они забрасывают в
мир выражающие это идеи, то они его умышленно обманывают; но в целом это
касается лишь негативной "антитрадиции", являющейся для них лишь
средством, а не целью, и они могли бы вместе с другими сказать, что "цель
оправдывает средства". Их ошибка гораздо более глубокого порядка, чем
ошибка людей, которых они подвергают "внушению" и влиянию со стороны
таких идей, так как она есть не что иное, как следствие их тотального и
непобедимого незнания истинной природы всякой духовности; вот почему гораздо
труднее сказать в точности, до какой степени они осознают ложность
"контртрадиции", которую они намереваются установить, поскольку они
на самом деле могут верить в то, что тем самым противостоят духу, каким он
проявляется во всякой нормальной и регулярной традиции, и что они располагаются
на том же уровне, что и те, кто ее представляет в этом мире; и в этом смысле,
Антихрист будет, конечно, иллюзией, самым "обольщенным" из всех
существ. Эта иллюзия укоренена в "дуалистической" ошибке, о которой
мы говорили; а дуализм, в той или иной форме, есть дело всех тех, чей горизонт
остается в определенных границах, пусть это будет граница мира, полностью
проявленного, и кто, не будучи таким образом способным разрешить дуальность,
сводя ее к высшему принципу, констатирует ее во всех вещах внутри этих границ,
полагает ее поистине несводимой и приходит тем самым к отрицанию высшего
Единства, которое для них есть, на деле, как если бы его и вовсе не было. Вот
почему мы можем сказать, что представители "контринициации" окончательно
обмануты своей собственной ролью и что их иллюзия есть поистине худшая из всех,
поскольку, в конце концов, она является единственной, через которую человек
может не только более или менее сильно отклоняться, но и реально пропасть
безвозвратно; но очевидно, что если бы у них не было этой иллюзии, то они бы не
исполняли функцию, которую, однако, необходимо должны исполнять, как и все
остальные, ради самого выполнения божественного плана в этом мире.
Таким
образом, мы достигли рассмотрения двойного, "благотворного" и
"пагубного", аспекта, в котором предстает сам ход этого мира в
качестве циклического проявления и который, поистине, есть "ключ"
любого традиционного объяснения условий, в которых развертывается это проявление,
в особенности, когда его рассматривают, как это мы и делали здесь, в период,
который прямо ведет к его концу. С одной стороны, если брать просто это
проявление само по себе, не соотнося с более обширным ансамблем, то его ход в
целом, от начала до конца, есть, очевидно, "спуск" или
"прогрессивная" деградация, и в этом состоит то, что можно назвать
его "зловещим" смыслом; но с другой стороны, то же самое проявление,
помещенное в ансамбле, часть которого оно составляет, производит результаты,
обладающие реальной "позитивной" ценностью во всеобщем существовании,
и надо, чтобы его развертывание дошло до конца, включая низшие возможности
"темного времени", чтобы "интеграция" этих результатов
стала возможной и явилась непосредственным принципом другого цикла проявления,
и как раз это составляет его "благотворный" смысл. Так же обстоит
дело, когда рассматривают сам конец цикла: с частной точки зрения того, что
должно быть разрушено, поскольку его проявление закончено и как бы исчерпано,
этот конец, естественно, "катастрофичен" в этимологическом смысле
этого слова, который указывает на идею внезапного и непоправимого
"падения"; но с другой стороны, с точки зрения, при которой
проявление, исчезая как таковое, оказывается приведенным к своему принципу во
всем том, что оно имело от позитивного существования, тот же самый конец
обнаружится, напротив, как "восстановление", через которое, как мы
уже говорили, все вещи не менее внезапно будут вновь поставлены в их
"первоначальное состояние". Впрочем, это может применяться ко всем
ступеням, идет ли речь об одном существе или о мире: в сумме, частная точка
зрения всегда "пагубна", а точка зрения "тотальная", по
крайней мере, в большей степени, чем первая, "благотворна", потому
что всякий возможный беспорядок таков лишь постольку, поскольку его рассматривают
сам по себе и "отдельно", и потому что эти частные беспорядки
полностью исчезают перед лицом всеобщего порядка, в который они, в конечном
счете, входят и которого они, лишенные своего "негативного" аспекта,
суть составные элементы, как и всякое другое; в результате,
"пагубным" является лишь ограничение, необходимо обуславливающее
любое случайное существование, а это ограничение само, в действительности,
имеет лишь чисто негативное существование. Мы говорили сначала, как если бы обе
точки зрения, "пагубная" и "благотворная", были бы в
некотором роде симметричны; но легко понять, что это вовсе не так, и что вторая
точка зрения выражает лишь нечто нестабильное и переходное, тогда как то, что
представляет первую, одно лишь обладает постоянным и определенным характером,
так что, в конечном счете, "благотворный" аспект не может не одолеть
его, тогда как "пагубный" аспект полностью исчезает, потому что, по
существу, он был лишь иллюзией, присущей "разделению". Только, по
правде говоря, тогда уже нельзя говорить собственно о "благотворном",
а тем более о "пагубном", поскольку эти два термина существенным
образом коррелятивны и обозначают оппозицию, которая больше не существует,
потому что, как и всякая оппозиция, она принадлежит к относительной и
ограниченной сфере; как только она превзойдена, тогда просто есть то, что есть,
и что не может не быть или же быть иным, чем оно есть; и таким образом, если
хотят дойти до реальности самого глубокого порядка, можно сказать со всей
строгостью, что "конец мира" никогда не есть и никогда не может быть
чем-нибудь другим, кроме как концом иллюзии.