Глава XXXI
ОБ
ИНИЦИАТИЧЕСКОМ ОБУЧЕНИИ
Вернемся к
свойственным инициатическому обучению чертам, которые в корне отличают его от
обучения светского; речь пойдет о том, что можно назвать внешним характером
этого обучения, т. е. о средствах выражения, с помощью которых оно определенным
образом и до известной степени может быть передано — в плане подготовки к чисто
внутренней работе, — благодаря чему инициация из виртуальной, какой она была
вначале, становится более или менее реальной. Многие, не отдавая себе отчета в
том, чем на деле должно быть инициатическое обучение, не видят в нем ничего,
кроме такой достойной внимания особенности, как применение символики;
последняя, впрочем, действительно играет в нем основную роль, но надо также
знать, почему; так вот, эти люди, с их поверхностным подходом, не выходящим за
пределы видимости и внешних форм, совершенно не понимают смысла существования и
даже, можно сказать, обязательности символики, которую в этих условиях они находят
лишь странной и по меньшей мере бесполезной. Они действительно предполагают,
что инициатическая доктрина есть, по сути дела, обычная философия, немного
отличающаяся от других форм философии, возможно, своим методом, но ничем более;
ибо их ментальность устроена так, что они неспособны понять другое. Но по
причинам, изложенным нами выше, очевидно, что философия не имеет ничего общего
с символикой и в определенном смысле даже противостоит ей. Те, кто, невзирая на
это непонимание, согласятся все же признать за обучением подобной доктрине
какую-либо ценность с той или иной точки зрения и по тем или иным мотивам, как
правило, не связанным с инициатической сферой, увидят в нем, самое большее,
продолжение светского обучения, дополнение к обычному образованию,
предназначенному для элиты191. Пожалуй, лучше было бы совсем
отрицать его значение, т. е. попросту его игнорировать, чем принижать его таким
образом и зачастую выражать вместо него и от его имени какие-либо частные,
более или менее взаимосвязанные взгляды на всякого рода вещи, которые в
действительности не являются инициатическими ни сами по себе, ни в том, как их
толкуют; в этом, собственно, и состоит искажение «спекулятивной» работы, о
котором мы уже упомянули.
Существует и
другой способ рассматривать инициатическое обучение, не менее ложный, чем
первый, хотя внешне ему противоположный; его противопоставляют обучению
светскому, располагая его тем самым на том же уровне и приписывая ему в
качестве предмета некое специальное знание, которое не получает четкого определения и на каждом шагу вступает в противоречие и конфликт
с другими науками, хотя постоянно объявляется высшим по отношению к последним —
чисто гипотетически, без приведения каких-либо ясных оснований. Такой способ
видения в основном отличает оккультистов и других псевдоинициированных, которые
в действительности далеко не так презирают светское обучение, как об этом
заявляют; и вправду, они делают из него многочисленные заимствования, более или
менее скрытые; кроме того, эта оппозиция отнюдь не согласуется с их постоянным
стремлением находить, с другой стороны, точки сопоставления между традиционной
доктриной или тем, что они считают таковой, и современными науками; правда,
оппозиция и сопоставление по сути также предполагают, что речь идет о вещах
одного порядка. Здесь допускается двойная ошибка: с одной стороны, смешение
инициатического знания с изучением более или менее второстепенной традиционной
науки (будь то магия или что-то в этом роде), а с другой стороны —
пренебрежение ко всему, что составляет сущностное различие между традиционными
и светскими науками; но после всего уже сказанного нами не стоит долго на этом
останавливаться.
Итак, если
инициатическое обучение не является ни продолжением светского обучения, как
того хотели бы одни, ни его антитезой, как считают другие, если оно не
представляет собой ни философской системы, ни особой науки, то это потому, что
в действительности оно относится к совершенно иному уровню; но, впрочем, не
нужно стремиться дать ему точное определение, так как это неизбежно означало бы
его искажение. Постоянное употребление символики в передаче этого знания дает о
нем достаточное представление, коль скоро мы допустим — а это весьма логично,
даже если не углубляться в суть вещей, — что должен быть принят способ выражения,
весьма отличный от обычного языка, для передачи идей, равным образом иных,
нежели те, что выражает этот последний, и концепций, которые не могут быть
полностью переданы в словах и нуждаются в языке менее ограниченном и более
универсальном, ибо сами они принадлежат более универсальному порядку. Следует,
кроме того, добавить, что инициатические концепции в корне отличны от светских в первую очередь потому, что проистекают из иной
ментальности192, нежели последние, от которых они отличаются не
столько своим предметом, сколько точкой зрения, с которой они его
рассматривают; и дело обстоит именно так, поскольку предмет не может быть
выражен конкретно, ибо это означало бы попытку навязать инициатическому знанию
ограничение, несовместимое с самой его природой. Поэтому нетрудно допустить,
что, с одной стороны, на все, рассматриваемое со светской точки зрения, можно
взглянуть также — но по-другому и с иным пониманием — с точки зрения
инициатической (ибо, как мы часто отмечали, не существует профанной области, к
которой определенные вещи принадлежали бы по самой их природе, но есть лишь
профанная точка зрения, представляющая собой неправомерный и искаженный способ
их рассмотрения)193, тогда как, с другой стороны, имеются вещи,
полностью ускользающие от любой светской точки зрения194, поскольку
они относятся исключительно к инициатической области.
Мы уже
объясняли ранее, что символика, своего рода чувственная форма любого
инициатического обучения, в реальности представляет собой язык более
универсальный, нежели обычные языки; и в этом ни на миг нельзя усомниться, если
принять во внимание, что любой символ поддается многочисленным интерпретациям,
отнюдь не противоречащим, но дополняющим друг друга, причем все они истинны,
хотя и проистекают от различных точек зрения; так происходит потому, что символ
есть не столько выражение четко определенной отдельной идеи (на манер «ясных» и
«отчетливых» идей картезианской философии, которые, как предполагается, вполне
выразимы словами), сколько синтетическая и схематическая репрезентация всей
совокупности идей и концепций, которые каждый может постичь сообразно присущим
ему интеллектуальным способностям и в той мере, в какой он подготовлен к их
пониманию. Стало быть, символ сможет дать тому, кто сумеет проникнуть в его
глубокий смысл, несравнимо более, нежели все то, что можно выразить
непосредственно; значит, это единственное средство передать, насколько это
возможно, все то невыразимое, что составляет собственную область инициации,
или, точнее, поместить зачатки этих идей, подобно ростку, в интеллект
инициируемого, который должен впоследствии перевести их из потенциального
состояния в актуальное, развить их и разработать личным трудом; ведь никто не
может сделать чего-то большего, нежели подготовить его к этому, наметив при
помощи соответствующих формулировок план, который он потом реализует в себе,
чтобы действительно достичь инициации, полученной извне лишь виртуально.
Впрочем, не следует забывать, что если символическая инициация, служащая
основой и опорой инициации действительной, — единственная, которую можно
получить извне, — то она по крайней мере может сохраняться и передаваться даже
теми, кто не понимает ни ее смысла, ни значения; достаточно, чтобы символы
сохранялись нетронутыми, и тогда будет возможно пробудить в существе, способном
к этому, все идеи, синтезом которых они являются. Здесь-то, напомним, и скрыта
настоящая инициатическая тайна, несказуемая по своей природе, сама обороняющая
себя от любопытства профанов; относительная таинственность ее внешних знаков —
лишь символическое ее выражение. В эту тайну каждый может проникнуть в большей
или меньшей степени, сообразно широте своего интеллектуального горизонта, но,
даже проникнув в нее полностью, он не сумеет сообщить другому того, что понял
сам; самое большее, что в его силах, — помочь прийти к этому пониманию тем, кто
к нему действительно способен.
Это ничуть
не препятствует тому, чтобы чувственные формы, используемые для трансмиссии
инициации внешней и символической, имели свое собственное значение как средство
обучения, даже помимо их основной роли как опоры и носителя духовного влияния;
можно попутно отметить (и это вновь подтверждает тесную связь символа с
обрядом), что они выражают традиционные символы в жестах — если взять это слово
в самом широком смысле, как мы уже делали ранее, — и таким образом заставляют
инициируемого как бы «пережить» («vivre») его
обучение195; это наиболее адекватный и широко распространенный
способ подготовить к его усвоению, ибо все проявления человеческой
индивидуальности в нынешних условиях существования обязательно находят свое
отражение в различных способах жизнедеятельности. Впрочем, не следовало бы
пытаться ради этого превратить жизнь — как того хотели бы многие наши
современники — в своего рода абсолютный принцип; выражение идеи через
жизнедеятельность — в конечном счете, такой же символ, как и другие, — к
примеру, его выражение пространственным способом, в виде геометрического
символа или идеограммы; но это, сказали бы мы, символ, который по своей особой
природе способен проникать более непосредственно, чем любой другой, внутрь
человеческой индивидуальности. По существу, если любой процесс инициации
представляет в своих различных фазах соответствие либо с индивидуальной
человеческой жизнью, либо даже с земной жизнью в целом, то это потому, что
развитие жизненного проявления самого по себе, частного или общего,
«микрокосмического» или «макрокосмического», происходит по плану, аналогичному
тому, который инициируемый должен осуществить в себе, чтобы самореализоваться в
полном раскрытии всех возможностей своего существа. Везде и повсюду эти планы
соответствуют одной и той же синтетической концепции, так что в принципе они
тождественны; будучи различными и бесконечно разнообразными в своей реализации,
они происходят от единого «архетипа», универсального плана, начертаннного
высшей Волей, символически обозначаемой как «Великий Архитектор Вселенной».
Итак, любое
существо стремится, сознательно или нет, реализовать в себе самом с помощью
средств, свойственных его особой природе, то, что в западных инициатических
формах, использующих «строительную» символику, называется «планом Великого
Архитектора Вселенной»196, и тем самым способствовать, сообразно
функции, присущей ему в космическом целом, целокупной реализации этого плана,
который есть не что иное, как универсализация его самореализации. В точно
определенный момент развития существа, когда оно реально осознает эту конечную
цель, для него начинается действительная инициация, долженствующая повести его,
ступень за ступенью и в соответствии с его личным путем, к той целокупной
реализации, которая состоит не в обособленном развитии отдельных свойств, но в полном, гармоническом и иерархическом развитии всех возможностей,
заключенных в его сущности. Впрочем, поскольку цель у всякого, кто исходит от
того же принципа, непременно одна и та же, то именно в средствах, употребляемых
для ее достижения, и заключается то, что свойственно каждому существу в рамках
особой функции, которая, какова бы она ни была, определена его индивидуальной
природой и должна рассматриваться как необходимый элемент универсального и
целокупного порядка; и по самой природе вещей это разнообразие отдельных путей
сохраняется, покуда область индивидуальных возможностей реально не преодолена.
Таким
образом, инициатическое обучение, рассматриваемое в его универсальности, должно
охватывать собой — как неограниченное разнообразие приложений одного и того же
трансцендентного принципа — все пути реализации, свойственные не только каждой
категории существ, но также и всякому отдельно взятому существу; и, включая их
все в себя самое, оно синтезирует и собирает их в абсолютное единство
универсального Пути197. Итак, хотя принципы инициации незыблемы, ее
модальности могут и должны варьироваться, чтобы приспособиться к многообразным
и относительным условиям проявленного существования, — условиям, разнообразие
которых делает невозможным существование во вселенной двух тождественных вещей,
как мы уже объясняли в других случаях198. Следовательно, нельзя
сказать, что два различных индивида проходят в точности схожие инициации, даже
с внешней и ритуальной точки зрения, и с тем большим основанием — с точки
зрения внутренней работы инициируемого; единство и незыблемость принципа
нисколько не требуют единообразия и неизменности, которые к тому же реально не
осуществимы и в действительности представляют собой лишь их «обратное»
отражение на нижележащем уровне проявления; истина заключается в том, что
инициатическое учение, предполагающее возможность адаптации к неограниченному
разнообразию индивидуальных природ, тем самым противостоит единообразию, в
котором, напротив, светское обучение видит свой «идеал». Модификации, о которых
идет речь, к тому же сводятся, безусловно, лишь к внешней передаче
инициатического знания и его усвоению той или иной индивидуальностью; в той
мере, в какой такая передача со стороны возможна, она обязательно должна
учитывать все относительное и случайное, тогда как то, что она выражает, не
зависит от них в универсальности своей изначальной сущности, охватывающей все
возможности в одновременности единого синтеза.
Инициатическое
учение, передаваемое во внешних формах, не является и не может быть, как мы уже
говорили, чем-то иным, помимо подготовки индивида к обретению — в результате
его личного труда — истинного инициатического знания. Можно, таким образом,
указать ему путь, которым нужно следовать, план, который нужно осуществить,
помочь ему занять умственную и интеллектуальную позицию, необходимую для
достижения действительного, а не просто теоретического знания; можно также
содействовать ему и руководить им, постоянно контролируя его работу, — но это и
все, ибо никто другой, даже «Мэтр» в самом полном значении этого слова199,
не может сделать эту работу за него. То, чего инициируемый непременно должен
достичь сам, поскольку никто и ничто извне не может этого ему передать, — и
есть действительное обладание инициатической тайной в собственном смысле слова;
для достижения этого обладания во всей его полноте и со всем, что оно в себе
заключает, необходимо, чтобы обучение, служащее основой и опорой его личного
труда, открывалось навстречу реально неограниченным возможностям и таким
образом позволяло инициируемому неограниченно наращивать свои познания в ширину
и глубину одновременно, а не замыкать их, как это делает любая светская точка
зрения, в более или менее тесные границы систематической теории или какой-либо
словесной формулировки.
Глава XXXII
ПРЕДЕЛЫ
МЕНТАЛЬНОГО
Выше мы
говорили о ментальности, необходимой для приобретения инициатического знания и совершенно
отличной от ментальности профанной; ее формированию весьма способствует
соблюдение обрядов и внешних форм, применяемых в традиционных организациях, не
говоря уже об их ином, более глубоком воздействии; но надо хорошенько уяснить,
что речь при этом идет лишь о предварительной стадии, соответствующей чисто
теоретической подготовке, а отнюдь не действительной инициации. В самом деле,
пора указать на недостаточность ментального по отношению к любому чисто
метафизическому и инициатическому знанию; мы вынуждены отдать предпочтение
именно термину «ментальный», как эквиваленту санскритского «манас», поскольку
он имеет тот же корень; итак, мы понимаем под ним совокупность способностей
познания, характерных для человеческого индивида (он и сам в различных языках
обозначается словами, имеющими тот же корень), главной из которых является
разум.
Мы
достаточно часто уточняли различие между рассудком — способностью чисто
индивидуальной — и чистым интеллектом, который, напротив, надиндивидуален, и
нет нужды к этому возвращаться; напомним только, что метафизическое знание в
подлинном смысле этого слова относится к универсальному уровню, а потому и
существо должно обладать способностью того же порядка, трансцендентной по
отношению к индивиду: эта способность и есть интеллектуальная интуиция. В самом
деле, поскольку всякое знание есть прежде всего отождествление, то очевидно,
что индивид как таковой не может достигнуть знания, выходящего за пределы
индивидуальной области; это было бы противоречием, ибо такое знание возможно
лишь потому, что существо, каковым является человек в определенном преходящем
состоянии манифестации, есть в то же время и нечто иное; было бы абсурдно
заявлять, что человек как таковой, своими собственными человеческими
средствами, может преодолеть себя самого; но существо, которое проявлено в этом
мире как человек, в действительности есть нечто иное благодаря постоянному и
незыблемому первоначалу, составляющему его глубинную сущность200.
Всякое знание, которое можно назвать подлинно инициатическим, является
результатом сознательно установленной коммуникации с высшими состояниями; и
именно к подобной коммуникации, без сомнения, относятся — если понимать их в их
истинном смысле, отвлекаясь от случаев неверного словоупотребления, нередких в
обычном языке в нашу эпоху, — такие термины, как «инспирация» и «откровение»201.
Непосредственное
знание трансцендентной сферы с предполагаемой им абсолютной достоверностью само
по себе, безусловно, несообщаемо и невыразимо; всякое выражение, будучи
неизбежно формальным уже по определению и, следовательно, индивидуальным202,
ему неадекватно и на человеческом уровне может являться лишь его отражением.
Это отражение может помочь некоторым существам реально достичь такого же
знания, пробуждая в них высшие способности, но, как мы уже говорили, оно никоим
образом не может избавить их от необходимости проделать то, что никто не может
сделать за них; оно есть только «опора» для их внутренней работы. Впрочем, в
этом отношении следует проводить важное различие между такими средствами
выражения, как символы и обыденный язык; мы объясняли ранее, что символы, в
силу их преимущественно синтетического характера, особенно пригодны для того,
чтобы служить точкой опоры интеллектуальной интуиции, тогда как язык, который
преимущественно аналитичен, представляет собой орудие дискурсивной и
рациональной мысли. Добавим также, что символы в их «не-человеческом» аспекте
несут в самих себе влияние, действие которого способно непосредственно
пробудить интуитивную способность у тех, кто специально медитирует над ними; но
это относится единственно к их в известном смысле ритуальному употреблению в
качестве опоры для медитации, а отнюдь не к словесным комментариям, которые
могут быть сделаны относительно их значения и в любом случае представляют только
внешнее исследование203. Человеческий язык по самой структуре тесно
связан с осуществлением рациональной способности, а отсюда следует, что то, что
выражено или передано при посредстве языка, обязательно принимает, более или
менее явным образом, форму «рассуждения»; но надо понять, что возможно лишь
чисто внешнее и поверхностное сходство по форме, а не по сути, между обычным
рассуждением, касающимся вещей из индивидуальной области, к коим оно непосредственно применимо, и тем, что предназначено отражать, в меру
возможного, некоторые истины сверхиндивидуального уровня. Вот почему мы
сказали, что инициатическое учение никогда не должно принимать
«систематическую» форму, но, напротив, всегда должно открываться навстречу
неограниченным возможностям, дабы уберечь ту долю невыразимого, которая на деле
и есть самое главное; и благодаря этому сам язык в отнесении к истинам данного
уровня в известной мере приобретает собственно символический характер204.
Но в любом случае тот, кто в результате изучения какого-либо диалектического
трактата придет к теоретическому познанию некоторых из этих истин, отнюдь не
приобретет благодаря этому непосредственного и реального (или, точнее,
«реализованного») знания, в отношении к которому дискурсивное и теоретическое
знание предстает как простая подготовка.
Сколь бы ни
была необходима эта теоретическая подготовка, сама по себе она играет роль лишь
второстепенного и случайного средства; покуда ее придерживаются, рано еще
говорить о действительной инициации, даже на самом элементарном уровне. Если бы
не существовало ничего большего или иного, в ней можно было бы усмотреть аналог
— на более высоком уровне — того, чем является в другой области какая-либо
«спекуляция»205; ведь такое знание, чисто теоретическое, остается
только ментальным, тогда как действительное знание постигается «умом и
сердцем», т. е. в целом всем существом. Вот почему, даже вне инициатической
точки зрения, простые мистики, не выходя за пределы индивидуальной области, на
своем уровне экзотерической традиции бесспорно выше не только философов, но
даже теологов; и впрямь, малейшая частичка действительного знания имеет
несравнимо большую цену, чем все рассуждения, проистекающие только от
ментального206.
Покуда
знание осуществляется только посредством ментального, оно остается простым
«отраженным» знанием, рефлексией, подобной теням, которые созерцают узники
символической пещеры Платона, т. е. знанием опосредованным и внешним; перейти
от тени к реальности, постигаемой непосредственно в ней самой, — вот что
означает перейти «извне» «внутрь», а также, с нашей конкретной
точки зрения, — от виртуальной инициации к инициации действительной. Этот
переход подразумевает отказ от ментального, т. е. от всякой дискурсивной
способности, которая отныне становится бессильной, ибо не в состоянии
преступить пределы, навязанные ей ее собственной природой207; только
интеллектуальная интуиция выходит за эти пределы, ибо не принадлежит сфере
индивидуальных способностей. Используя традиционную символику, основанную на
органических соответствиях, можно сказать, что центр сознания должен быть
перенесен из «мозга» в «сердце»208; для этого переноса любая
«спекуляция» и диалектика, очевидно, были бы уже бесполезны; и только с этого
момента можно говорить о реальной инициации. Точка, в которой начинается последняя,
расположена, следовательно, далеко от той точки, где кончается все сравнительно
ценное в какой-либо «спекуляции»; между той и другой — настоящая бездна,
преодолеть которую позволяет, как мы сказали, только отказ от ментального. Тот,
кто привязан к рассудку и не может освободиться от него в нужный момент,
становится пленником формы — ограничения, определяющего индивидуальное
состояние; он никогда не преодолеет «внешнее» и не пойдет далее него, т. е.
останется привязанным к неограниченному циклу проявления. Переход «извне»
«внутрь» есть также переход от множественности к единству, от окружности к
центру, к той единственной точке, откуда человеческое существо, восстановленное
в его прерогативах «первозданного состояния», может подняться к высшим состояниям209
и путем целокупной реализации своей истинной сущности стать, наконец,
действительно и актуально тем, чем он потенциально является в вечности. Тот,
кто познает себя самого в «истине» «Сущности», вечной и бесконечной210,
тот приобретает знание и власть надо всем в себе самом и над самим собою, ибо
он достиг необусловленного состояния, содержащего в себе любые возможности, по
отношению к которому все остальные состояния, сколь бы высокими они ни были, по
сути служат лишь предварительными стадиями, несоизмеримыми с ним211;
это состояние, являющееся конечной целью любой инициации, и есть «Высшее
Отождествление».
Глава XXXIII
ИНИЦИАТИЧЕСКОЕ
ЗНАНИЕ И СВЕТСКАЯ «КУЛЬТУРА»
Ранее мы уже
отмечали, что следует остерегаться всякого смешения между доктринальным
инициатическим знанием — даже когда оно является лишь теорией и простой
подготовкой к «реализации», — и всем тем, что представляет собой чисто внешнее
обучение или светскую науку, в действительности не имеющую никакого отношения к
такому знанию. Однако мы должны специально остановиться на этом предмете,
необходимость чего неоднократно констатировали: надо покончить с чересчур
распространенным предрассудком, согласно которому все то, что принято называть
«культурой», в смысле «мирском» и светском, имеет некую значимость, пусть даже
в плане подготовительном, по отношению к инициатическому знанию, тогда как оно
не имеет и не может иметь с ним поистине никакой точки соприкосновения.
В принципе,
речь здесь идет вообще об отсутствии какого-либо отношения: светское
образование, на каком бы уровне его ни рассматривать, ни в чем не может служить
инициатическому знанию и (если учесть все сказанное выше об интеллектуальном
вырождении, предполагаемом самим принятием светской точки зрения) даже не
является несовместимым с ним212; оно предстает в этой связи
единственно как нечто индифферентное — того же рода, что сноровка,
приобретенная в занятиях механическим ремеслом, или «физическая культура»,
столь модная в наши дни. По существу, все это вещи одного порядка для того, кто
разделяет нашу точку зрения; но опасность состоит в том, что можно увлечься
обманчивой видимостью мнимой «интеллектуальности», не имеющей абсолютно ничего
общего с интеллектуальностью чистой и истинной; и постоянное неверное
употребление нашими современниками именно слова «интеллектуальный» достаточно
доказывает, что эта опасность слишком реальна. Отсюда нередко следует, среди
других несообразностей, склонность к соединению или, скорее, смешению между
собой вещей совершенно различного порядка; не будем вновь подробно говорить о
вторжении всецело светского типа «спекуляции» в некоторые западные
инициатические организации, напомним только о тщетности (многократно
отмечавшейся нами) всех попыток установления связи или какого-либо соотношения
между современной наукой и традиционным знанием213. Некоторые
предпринимают даже попытки найти в первой «подтверждения» второго — как будто
последнее, опирающееся на незыблемые принципы, могло бы извлечь хоть малейшую
пользу из случайного и совершенно поверхностного сходства с гипотетическими и
непрестанно меняющимися результатами того неуверенного и движущегося ощупью
поиска, которому наши современники присвоили имя «наука»!
Но не на
этой стороне вопроса должны мы сейчас остановиться и не на опасности, которую
может повлечь за собой преувеличение значимости этого низшего (а зачастую даже
совершенно иллюзорного) знания и посвящение ему всех своих сил в ущерб высшему
знанию, сама возможность которого окажется, таким образом, совершенно
неосознанной или неведомой. Хорошо известно, что именно так обстоит дело для
огромного большинства наших современников; для них нет больше вопроса об
отношении к инициатическому или вообще традиционному знанию, поскольку они даже
не подозревают о существовании такого знания. Но, даже не доходя до такой
крайности, светское обучение нередко представляет собой на деле, если не в
принципе, препятствие приобретению истинного знания, т. е. прямую
противоположность успешной подготовке. Это вызвано различными причинами,
которые мы должны теперь объяснить более подробно.
Прежде
всего, светское образование насаждает определенные умственные привычки, от
которых бывает более или менее трудно избавиться впоследствии; легко
констатировать, что ограничения и даже деформации, являющиеся обычным
следствием университетского обучения, зачастую непоправимы; чтобы полностью
преодолеть это вредное влияние, нужны особые способности, которыми обладают
лишь немногие. Мы говорим здесь в общем плане и не станем задерживаться на
таких отдельных недостатках, как узость взглядов — неизбежное
следствие «специализации», или «интеллектуальная близорукость», обычно
сопутствующая «эрудиции», культивируемой ради нее самой; важно отметить, что
если светское знание само по себе просто индифферентно, то методы, которыми оно
внедряется, суть на деле прямое отрицание методов, которые открывают доступ к
знанию инициатическому.
Далее, надо
учитывать — как препятствие, которое не следует недооценивать, — некую слепую
увлеченность, часто вызываемую мнимым знанием, которая у многих выражена тем
сильнее, чем более элементарным, низшим и неполным является это знание;
впрочем, даже если речь идет об условностях «обычной жизни», недостатки
начального образования охотно признают все те, кто не ослеплен некоторыми
предвзятыми идеями. Ясно, что из двух невежд тот, кто сознает, что ничего не
знает, находится в положении, гораздо более благоприятствующем приобретению
знания, нежели тот, кто полагает, что знает кое-что; естественные возможности
первого, можно сказать, остались неповрежденными, тогда как у второго они как
бы «заторможены» и не могут развиваться свободно. Впрочем, даже если допустить
равно добрую волю у обоих рассматриваемых индивидов, все же в любом случае
окажется, что одному из них вначале придется освободиться от ложных идей,
загромождающих его ум, тогда как второй по крайней мере избавлен от этой
предварительной и негативной работы, выражающей одно из значений того, что в
масонской инициации символически обозначается как «очищение металлов».
Этим можно
легко объяснить факт, который нам часто случалось отмечать в связи с так
называемыми «образованными» людьми; известно, что обычно понимается под этим
словом: речь идет даже не об образовании, сколь бы непрочным, ограниченным и
низшим ни было его содержание, но о поверхностном «налете» всевозможного рода
сведений, об образовании в первую очередь «литературном», в любом случае чисто
книжном и словесном, позволяющем с уверенностью говорить обо всем, в том числе
и о том, чего совершенно не знаешь, и способном создать иллюзию у тех, кто,
соблазненный этой
блестящей видимостью, не замечает, что под нею
кроется пустота. Эта «культура» в целом приводит, на другом уровне, к
результатам, вполне сопоставимым с теми, о которых мы напомнили в связи с
начальным образованием; бывают, конечно, исключения — ибо может оказаться, что
воспринявший подобную «культуру» в достаточной мере одарен естественными
способностями, чтобы оценить ее по достоинству и самому не обманываться
относительно нее; но мы ничуть не преувеличиваем, говоря, что в целом к
огромному большинству «образованных» людей приходится причислять тех, чье
умственное состояние совершенно не благоприятствует восприятию подлинного
знания. По отношению к последнему у них наблюдается своего рода сопротивление,
зачастую бессознательное, порой намеренное; те же, кто не отрицает формально —
предвзято и априорно — всего, что относится к эзотерическому и инициатическому
уровню, во всяком случае не проявляют к нему никакого интереса, а иногда даже
выставляют напоказ свое невежество в подобных вещах, как если бы оно было в их
собственных глазах одним из признаков превосходства, которым их наделила
«культура»! Пусть не заподозрят нас хотя бы в малейшем намерении подать все в
карикатурном виде; мы лишь точно передаем то, что в разных обстоятельствах
наблюдали не только на Западе, но даже и на Востоке; здесь, впрочем, тип
«образованного» человека, к счастью, распространен незначительно, поскольку
появился совсем недавно как продукт образования «западного» типа; отсюда
следует, что — заметим мимоходом — такой «образованный» человек в то же время —
непременно «модернист»214. Из этого можно сделать вывод, что люди
такого рода наименее — из числа «профанов» — способны к инициации и что было бы
совершенно неразумно хоть в малейшей степени учитывать их мнение, — разве что
для того, чтобы попытаться приспособить к нему выражение некоторых идей;
впрочем, следует добавить, забота об общественном мнении в целом является
позицией совершенно «антиинициатической».
В связи с
этим мы должны уточнить здесь еще один момент, примыкающий к этим рассуждениям:
любое исключительно
«книжное» знание не имеет ничего общего со знанием
инициатическим, даже взятым на его чисто теоретической стадии. Это может
показаться очевидным в свете того, что мы только что сказали; ведь любое чисто
книжное обучение, бесспорно, составляет часть образования самого внешнего
порядка; мы подчеркиваем это во избежание неверных представлений, могущих
возникнуть в случае, когда такое обучение основано на книгах, содержащих инициатическое
знание. Тот, кто читает такие книги на манер «образованных» людей, даже тот,
кто изучает их на манер «эрудитов» с помощью светских методов, не приблизится
таким путем к истинному знанию, поскольку привнесет в него определенные
предрасположенности, не позволяющие ему ни проникнуть в их реальный смысл, ни в
какой-либо степени отождествиться с ним; убедительной иллюстрацией тому
является пример ориенталистов, свидетельствующий, как правило, об их полном
непонимании. Совсем другое дело, когда тот, кто берет те же самые книги в
качестве «опоры» для своей внутренней работы, — к каковой роли они в первую
очередь и предназначены, — умеет видеть поверх слов и находит в них повод и
точку опоры для развития своих собственных возможностей; здесь мы возвращаемся к
вопросу о символическом использовании языка, о котором мы говорили ранее.
Нетрудно понять, что это не имеет ничего общего с простым книжным обучением,
хотя книги и являются его исходной точкой; нагромождение в памяти вербальных
понятий не приносит даже и тени реального знания; единственное, что имеет
значение, — это «дух», облеченный во внешние формы, — проникновение,
предполагающее, что существо носит в себе самом соответствующие возможности,
ибо всякое знание есть по преимуществу отождествление; и без этой внутренней
способности, присущей самой природе такого существа, наивысшие выражения
инициатического знания — в той мере, в какой оно вообще выразимо, — и сами
священные книги всех традиций останутся только «мертвой буквой» и flatus vocis (гласом вопиющего в пустыне (лат.)).
Глава XXXIV
ШКОЛЬНАЯ
МЕНТАЛЬНОСТЬ И ПСЕВДОИНИЦИАЦИЯ
Одной из
характерных черт большинства современных псевдоинициатических организаций
является способ использования ими некоторых сравнений, заимствованных из
«обычной жизни», т. е. в целом из мирской деятельности в той или иной из форм,
чаще всего приобретаемых ею в современном мире. Речь здесь идет даже не столько
об аналогиях, которые, несмотря на несносную банальность употребляемых образов
и чрезвычайную отдаленность от традиционной символики, могли бы еще быть более
или менее приемлемыми в известных пределах; более или менее, говорим мы, ибо не
следует забывать, что, по сути, светская точка зрения как таковая всегда
содержит в себе нечто неправомерное, поскольку является отрицанием точки зрения
традиционной; но гораздо серьезнее то, что все это рассматривается самым
буквальным образом, вплоть до отождествления так называемых духовных
реальностей с формами деятельности, которые, по крайней мере в современных
условиях, противостоят всякой духовности. Так, в иных оккультных школах,
которые мы некогда знали, только и речи было что об «уплате долга», причем эта
идея стала едва ли не манией; в теософии и различных ее ответвлениях, более или
менее непосредственных, речь постоянно идет об «уроках, которые надлежит
усвоить», и все описывается в «школьных» терминах, что вновь приводит нас к
вопросу о смешении инициатического знания со светским образованием. Вся
Вселенная воспринимается как обширная школа, в которой существа переходят из
одного класса в другой по мере того, как они «усвоили свои уроки»; кстати,
представление об этих последовательных классах тесно связано с концепцией
«реинкарнации», но не этот момент интересует нас сейчас, ибо мы хотим привлечь
внимание к ошибкам, присущим этим «школьным» образам, и глубоко светской
ментальности, из которой они проистекают, независимо от их
связи с той или иной конкретной теорией.
Светское
образование, возникшее в современном мире и послужившее основой указанным
представлениям, — несомненно, одно из явлений, которые носят в высшей степени
антитрадиционный характер; можно даже сказать, что оно для того и создано, или,
по крайней мере, что в такой его отличительной черте и заключен первичный и
основной смысл его существования; и впрямь, очевидно, что это одно из самых
мощных орудий, которые можно было бы использовать для разрушения традиционного
духа. Не стоит еще раз останавливаться на всех этих рассуждениях; но вот другой
момент, который на первый взгляд может показаться менее очевидным: даже если бы
не произошло такого искажения, все равно было бы заблуждением прилагать
подобные «школьные» представления к инициатическому уровню, ибо внешнее
обучение, если бы даже оно было не профанным, как нынче, а напротив,
правомерным и даже традиционным на своем уровне, тем не менее оставалось бы по
самой своей природе и назначению чем-то глубоко отличным от того, что относится
к области инициатической. Во всех этих случаях происходило бы смешение между
эзотеризмом и экзотеризмом, — смешение, которое свидетельствовало бы не только
о незнании истинной природы эзотеризма, но и об утрате смысла традиции в целом,
что, следовательно, есть само по себе проявление светской ментальности. Чтобы
лучше объяснить это, надлежит уточнить — несколько детальнее, чем мы это делали
до сих пор, — некоторые глубинные различия между внешним образованием и
инициацией; к тому же это позволит более четко выявить недостаток, который
встречается уже в ряде инициатических организаций, хотя и подлинных, но
вырождающихся, и который, естественно, в еще большей степени проявился, почти в
карикатурном виде, в организациях псевдоинициатических, о коих мы уже
упоминали.
В связи с
этим мы должны, прежде всего, сказать, что в самом университетском образовании
или, скорее, в его истоках было нечто отнюдь не простое и даже более
загадочное, чем обычно полагают, не желая ставить вопрос, который, однако,
должен был бы незамедлительно прийти на ум любому, способному на
малейшее размышление: в самом деле, если несомненно истинно то, что невозможно
даровать или передать другому нечто, чем сам не владеешь215, то
каким образом вначале могли быть учреждены университетские степени, если не
посредством вмешательства, в той или иной форме, авторитета высшего уровня?
Здесь, следовательно, должна была иметь место настоящая «экстериоризация»216,
которую в то же самое время можно рассматривать как «нисхождение» на
нижележащий уровень, к каковому неизбежно относится всякое «публичное»
образование, пусть даже базирующееся на строго традиционных основаниях (тогда
мы охотно назвали бы его «схоластическим», согласно словоупотреблению,
принятому в Средние века, отдавая предпочтение слову «школьный» в его обычном
светском смысле); впрочем, именно в силу этого «нисхождения» такое обучение
могло действительно быть причастным, в пределах своей собственной области,
самому духу традиции. Это хорошо согласуется, с одной стороны, с тем, что
известно об основных чертах эпохи, в которую возникли университеты, т. е.
Средневековья, а с другой стороны, и более конкретно, с фактом, на который
слишком мало обращали внимания, — что разделение на три университетские степени
достаточно очевидным образом копирует устройство инициатической иерархии217.
В связи с этим напомним также, что, как мы уже указали в другом месте218,
науки trivium'a. и quadrivium'a, представляя
в своем экзотерическом смысле разделы программы университетского образования, в
результате соответствующей транспозиции были поставлены в соответствие со
степенями инициации219; но, само собой разумеется, такое
соответствие, где строго соблюдались нормальные отношения различных уровней,
никоим образом не могло бы предполагать перенос в инициатическую область таких
вещей, как система классов и экзаменов наподобие той, каковую обязательно
включает в себя светское обучение. Едва ли надо добавлять, что поскольку
западные университеты в нынешние времена полностью утратили свой изначальный
дух и не сохранили ни малейшей связи с высшим первопринципом, способным придать
им законную силу,
то и сохранившиеся в них степени, вместо того чтобы
быть внешним отражением степеней инициатических, являются не более чем
пародией, подобно тому как светская церемония есть пародия на обряд или
подделка под него, а светские науки в ряде отношений — пародия на науки
традиционные; последний случай, впрочем, вполне сопоставим с системой
университетских степеней, которые если и сохранились в неизменности, в
настоящее время представляют собой «осадок» того, чем они были вначале, —
подобно тому, как и светские науки (мы не раз это объясняли) представляют собой
«осадок» прежних традиционных наук.
Мы только
что упомянули об экзаменах и теперь хотели бы остановиться на этом вопросе;
экзамены, как свидетельствует их постоянное практическое применение в самых
различных цивилизациях, занимают надлежащее место и имеют свой смысл
существования во внешнем обучении, даже традиционном, где по определению не
существует никакого иного критерия; напротив, когда речь идет о такой чисто
внутренней области, как инициация, они становятся совершенно излишними и
неэффективными и, как правило, могли бы играть лишь исключительно символическую
роль — подобно тому, как тайна относительно некоторых обрядовых форм есть лишь
символ истинной инициатической тайны; впрочем, они совершенно бесполезны в
инициатической оранизации, если она поистине такова, какой должна быть. Надо
только принимать в расчет некоторые случаи вырождения, когда отсутствие
кого-либо, способного применять реальные критерии (в особенности из-за полного
забвения традиционных наук, которые только и могли их предоставить, как мы уже
говорили в связи с инициатическими качествами), восполняют, как могут, учреждая
для перехода с одной степени на другую экзамены, более или менее сходные по
форме, если не по программе, с университетскими экзаменами; как и последние,
они могут в целом касаться только «заученных» вещей, подобно тому как в
отсутствие реального внутреннего авторитета устанавливают административные
формы, сопоставимые с формами светского правления. Оба эти явления, будучи, по
существу, следствием одной и той же причины, к тому же тесно
связаны друг с другом, и их почти всегда можно одновременно наблюдать в одних и
тех же организациях; их взаимосвязь обнаруживается не только в
действительности, но также и в сфере мысленных представлений, свойственных
псевдоинициатическим организациям: так, теософы, столь охотно использующие
«школьные» образы, в то же время размышляют об «оккультном мировом
правительстве», разделенном на различные «департаменты», с полномочиями,
слишком явно напоминающими министерства и администрации светского мира.
Впрочем, это последнее замечание подсказывает нам, каков может быть главный
источник заблуждений подобного рода: создатели псевдоинициатических
организаций, не зная, даже извне, никакой подлинной инициатической организации
помимо тех, что дошли до состояния вырождения (и это вполне естественно, ибо
только такие и сохраняются еще в наши дни в западном мире), не придумали ничего
лучшего, как их имитировать, причем, разумеется, в самых внешних чертах,
наиболее подвергшихся упомянутому вырождению и очевиднее всего выражающих его,
как те вещи, которые мы только что рассматривали; и не удовлетворяясь введением
этой имитации в устройство своих собственных организаций, они, так сказать,
проецировали ее мысленно на «другой мир», т. е. в свое представление о мире духовном
или о том, что они полагают таковым. В результате, тогда как инициатические
организации, не претерпевшие искажений, устроены по образу истинного духовного
мира, карикатура на последний становится, напротив, образом для организаций
псевдоинициатических, которые, желая копировать инициатические организации,
дабы придать себе такой же облик, в действительности восприняли лишь стороны,
искаженные заимствованиями у мира профанного.
Идет ли речь
об инициатических организациях, в большей или меньшей мере подвергшихся
вырождению, или об организациях псевдоинициатических, — введение светских форм,
как видим, прямо противоположно «нисхождению», которое мы имели в виду, говоря
о происхождении Университетов, и посредством которого в эпоху традиционной
цивилизации экзотерическое создавалось в известном смысле по образцу
эзотерического,
а низшее — по образцу высшего; но главное различие
между тем и другим состоит в том, что в случае ослабевшей или даже отчасти
выродившейся инициации наличие этих паразитарных форм не препятствует
трансмиссии духовного влияния, тогда как в случае псевдоинициации за этими
формами кроется лишь чистое ничто. Сторонники псевдоинициации не подозревают,
что, перенося свои «школьные» идеи и подобные вещи в сферу представлений об
универсальном порядке, они попросту ставят на них печать собственной профанной
ментальности; но в особенности достойно сожаления, что те, кому они адресуют
свои фантастические концепции, неспособны различить этого отпечатка; будь они в
состоянии уяснить его значение, этого было бы достаточно, чтобы предостеречь их
от подобных деяний и даже отвратить от них навсегда.
Глава XXXV
ИНИЦИАЦИЯ И
ПАССИВНОСТЬ
Выше мы
сказали, что все, относящееся к инициатическому знанию, никоим образом не может
быть предметом каких-либо дискуссий, да и сами дискуссии в целом являются
приемом преимущественно светским; кое-кто пытался сделать из этого факта вывод,
что инициатическое обучение должно восприниматься «пассивно», и даже представить
это как аргумент, направленный против самой инициации. Данное недоразумение
особенно важно рассеять: инициатическое обучение, чтобы быть действительно
полезным, в самом деле требует «рецептивной», воспринимающей ментальной
позиции, но эта «рецептивность» отнюдь не является синонимом «пассивности»;
такое обучение, напротив, требует от воспринимающей стороны постоянного усилия
по усвоению и носит в высшей степени активный характер. В действительности,
скорее светскому обучению можно было бы с определенным основанием адресовать
упрек в пассивности, поскольку оно лишь предлагает «данные»; последние должны
быть скорее восприняты, чем поняты, т. е. ученик должен просто регистрировать
их и складывать в своей памяти, так что они не становятся предметом какого-либо
реального усвоения; в силу чисто внешнего характера такого обучения и его
результатов, личная и внутренняя активность оказывается сведенной к минимуму, а
то и вовсе отсутствует.
Указанное
недоразумение касается, по сути, гораздо более серьезных вещей; и вправду, мы
часто замечали у тех, кто стремится выступать с позиций противников эзотеризма,
досадную склонность смешивать последний с подделками под него и, вследствие
этого, подвергать общим нападкам вещи, в действительности совершенно разные, даже
противостоящие друг другу. Это, разумеется, еще один очевидный пример
современного непонимания; невежество во всем, что касается эзотерической и
инициатической области, столь полно и повсеместно в нашу эпоху, что ничему
здесь нельзя удивляться; и во многих случаях оно может служить извинением для
тех, кто поступает подобным образом; однако порой возникает искушение задаться
вопросом — достаточно ли такого объяснения для тех, кто хотел бы глубже понять
суть вещей. Прежде всего, разумеется, сами эти непонимание и невежество входят
в план разрушения всякой традиционной идеи, реализация которого охватывает весь
современный период, и, следовательно, они являются результатом некоего
намерения и имеют поддержку со стороны тех подрывных влияний, которые работают на
это разрушение; но, помимо данного соображения совершенно общего порядка, есть
в этом, как нам представляется, нечто отвечающее более точному и четко
определенному замыслу. В самом деле, когда произвольно смешивают инициацию с
псевдоинициацией и даже с контринициацией, запутывая все столь безнадежным
образом, что никто ничего не в силах разобрать, то и впрямь те немногие, кто
способен на какое-то размышление, должны задуматься о том, кому идет на пользу
вся эта путаница. Разумеется, мы не ставим сейчас вопрос о добрых или дурных
намерениях; впрочем, это имело бы здесь второстепенное значение, так как вред
от ложных идей, распространяющихся таким образом, не становится от этого больше
или меньше; и очень возможно, что предвзятость, проявляемая некоторыми, связана
только с тем, что они бессознательно повинуются определенному
внушению. Из этого следует заключить, что враги инициатической традиции
одурачивают лишь тех, кого они вовлекают в организации, которые «контролируют»
прямо или косвенно, и что даже те, кто полагает, что борется с ними, становятся
порой вполне полезными — пусть и на другой лад — орудиями для целей, которые
первые ставят перед собой. Когда контринициация не в состоянии успешно скрыть
свои приемы и цели, для нее вдвойне полезно приписать те и другие настоящей
инициации, поскольку тем самым она бесспорно наносит вред последней и в то же
время отстраняет угрожающую ей опасность, вводя в заблуждение умы, которые
могли бы оказаться на пути определенных открытий.
Эти
размышления мы приводили много раз220, в частности, по поводу книги,
опубликованной несколько лет назад в Англии бывшим членом ряда организаций
весьма подозрительного характера, — мы имеем в виду псевдоинициатические
организации, из тех, которые особенно явственно отмечены печатью влияния
контринициации; хотя он оставил их и даже открыто выступил против них, все же
его сильно затронуло полученное там учение, и это особенно заметно в
представлении, которое он составил себе об инициации. Эта концепция, где
господствует идея «пассивности», достаточно необычна, чтобы стать предметом
особого внимания; она служит ведущей идеей для того, что выдает себя за историю
инициатических (или именующих себя таковыми) организаций с древности до наших
дней, — историю в высшей степени фантастическую, где все перепутано именно так,
как мы говорили выше; она опирается на многочисленные разнородные цитаты,
большинство которых заимствовано из весьма сомнительных источников; но
поскольку мы, конечно, не собирались давать здесь нечто вроде рецензии
упомянутой книги, нас в настоящий момент не интересует ни она сама, ни то, что
просто согласуется с некоторыми «общепринятыми» тезисами, неизменно
встречающимися во всех произведениях подобного рода. Мы предпочтем ограничиться
— ибо это самое «поучительное» с нашей точки зрения, — указанием на ошибки,
присущие самой ведущей идее, — ошибки, которыми автор явно обязан своим
внутренним пристрастиям, тем более что он лишь способствует их распространению
и обоснованию точки зрения тех, чьим противником себя считает, продолжая принимать
за инициацию то, что они выдают за таковую и что реально представляет собой
лишь один из путей, могущих служить весьма эффективной подготовке агентов или
орудий для контринициации.
Естественно,
все, о чем идет речь, сосредоточено в некоей чисто психической области, и уже
тем самым не могло бы иметь никакого отношения к настоящей инициации, ибо
последняя, напротив, — преимущественно духовного порядка; здесь же слишком
много говорится о «магии»; как мы уже достаточно объясняли, магические операции
любого рода отнюдь не составляют инициатического процесса. С другой стороны, мы
находим здесь странное убеждение, согласно которому любая инициация должна быть
основана на пробуждении и восхождении тонкой силы, обозначенной в индуистской
традиции именем Кундалини, тогда как на деле это метод, свойственный
ряду отдельных инициатических форм; впрочем, не впервые нам приходится
констатировать в том, что мы охотно назвали бы антиинициатическими легендами,
своего рода одержимость Кундалини, по меньшей мере любопытную, причины
коей в целом представляются не очень ясными. Здесь они оказываются достаточно
тесно связаны с определенной интерпретацией символики змеи, где этот символ
толкуется исключительно в «пагубном» смысле; автор, по-видимому, не имеет ни
малейшего представления о двойном значении некоторых символов — весьма важном
вопросе, который мы уже обсуждали в другом месте221.
Как бы то ни
было, Кундалини-Йога, какую практикуют в особенности в тантрической инициации,
— нечто совершенно отличное от магии; но именно она ошибочно рассматривается
под этим именем в интересующем нас случае; если бы речь шла только о
псевдоинициации, это могло бы быть, вероятно, даже нечто меньшее, нежели
простая «психологическая» иллюзия; но если на какой-либо ступени вмешивается контринициация,
может произойти реальное искажение и даже своего рода «инверсия», ведущая к
установлению контакта отнюдь не с трансцендентным принципом или высшими
состояниями существа, но попросту с «астральным светом» или, скорее, — сказали
бы мы — с миром «блуждающих влияний», т.е. с низшей частью тонкого мира. Автор,
признающий выражение «астральный свет»222, обозначает этот результат
именем «иллюминация», озарение, которое любопытным образом приобретает
двусмысленное звучание; вместо того чтобы прилагаться к вещам чисто
интеллектуального уровня, приобретению высшего знания, как то должно быть, если
брать его в правомерном инициатическом смысле, оно отнесено здесь лишь к
феноменам «ясновидения» или к другим силам того же рода, которые сами по себе
весьма мало интересны и к тому же особенно негативны в этом случае;
по-видимому, они в конечном счете служат для того, чтобы сделать существо,
обладающее такими свойствами, доступным внушениям, исходящим от так называемых
неведомых «Учителей», которые в данном случае являются не чем иным, как
зловещими «черными магами».
Мы охотно
допускаем, что подобное описание справедливо для ряда вспомогательных
организаций контринициации, поскольку последние стремятся лишь превратить своих
членов в простые орудия, которые они могут использовать по своей воле; мы
спросим только — ибо этот пункт недостаточно ясен, — какую именно роль играет
так называемый инициированный в магических операциях, которые должны привести к
подобному результату; представляется, что это, по сути дела, совершенно
пассивная роль «подданного», в том смысле, в каком понимают данное слово
всевозможные «психисты». Но мы полностью оспариваем, что подобный результат
имеет что-либо общее с инициацией, которая, напротив, исключает всякую
пассивность; мы уже с самого начала объяснили, что это одна из причин, по
которой инициация несовместима с мистицизмом, и уж подавно — с тем, что
предполагает пассивность несравнимо более низкую, нежели у мистиков, и
связанную с тем, что со времен изобретения спиритизма обозначают вульгарным
словом «медиумичность». Возможно даже, отметим мимоходом, что подразумеваемое
здесь вполне сопоставимо с тем, что было реальным источником «медиумичности» и
самого спиритизма;
и, с другой стороны, когда «ясновидения» добиваются
определенными «психическими» тренировками, даже если Кундалини в них не
участвует, оно обычно делает существо в высшей степени «внушаемым», как это
доказывает постоянное соответствие (о чем мы уже упоминали выше) его видений
специальным теориям школы, к которой он принадлежит; нетрудно понять, какую
выгоду могут извлечь отсюда настоящие «черные маги», т. е. сознательные
представители контринициации. Не более трудно уяснить себе, что все это
действует прямо вопреки самой цели инициации, которая в том и состоит, чтобы
«освободить» существо от всех его наслоений, а не в том, чтобы навязать ему еще
новые узы в добавление к тем, которые естественно обусловливают существование
обычного человека; инициируемый — не «подданный», а даже совсем наоборот;
всякая склонность к пассивности может быть только препятствием для инициации, и
там, где пассивность преобладает, она свидетельствует о непоправимом отсутствии
«врожденной способности». Сверх того, во всякой инициатической организации,
сохранившей четкое осознание своей истинной цели, все гипнотические и иные
практики, предполагаемые ролью «подданного», считаются неправомерными и строго
запрещены; и даже предписано, добавим мы, всегда сохранять активную позицию по
отношению к промежуточным духовным состояниям, которые могут быть достигнуты на
первых стадиях «реализации», дабы избежать тем самым опасности «самовнушения»223;
строго говоря, с инициатической точки зрения пассивность возможна и допустима
исключительно только по отношению к высшему Первопринципу.
Мы хорошо
знаем, что — как могут возразить — некоторые инициатические пути предполагают
более или менее полное подчинение гуру; но это возражение не основательно,
прежде всего потому, что речь идет о подчинении совершенно добровольном, а не о
порабощении, навязываемом вопреки воле ученика; затем потому, что гуру всегда
вполне известен и находится с ним в реальных и непосредственных отношениях, а
вовсе не является неведомой личностью, проявившейся из «астрала», т. е.
действует вне какой-либо фантасмагории, посылающей внушения посредством своего рода «телепатического» влияния, причем
ученик, воспринимающий их, совсем не знает, откуда они приходят. Кроме того,
такое подчинение носит характер простого, так сказать, «педагогического»
средства, временной необходимости; настоящий духовный наставник не только не
будет злоупотреблять им, но и воспользуется им только с целью помочь ученику
освободиться от него по возможности раньше; ибо именно в подобном случае
справедливо утверждение, что истинный гуру находится внутри, являя собой не что
иное, как «Самость» существа, а внешний гуру только выражает его, покуда
существо еще не в состоянии войти в сознательное общение с этой «Самостью».
Инициация как раз и должна вести к полностью реализованному и действительному осознанию
«Самости», а это явным образом невозможно ни для детей, нуждающихся в опеке, ни
для психических автоматов; инициатическая «цепь» не связывает существо, но,
напротив, дает опору, помогающую ему подниматься неограниченно, преодолевая
свои собственные ограничения как существа индивидуального и обусловленного.
Даже когда речь идет о второстепенных применениях, которые могут сосуществовать
с основной целью, инициатическая организация не нуждается в пассивных и слепых
орудиях, место которых — в профанном мире, поскольку у них нет надлежащих
качеств; ее члены на всех ступенях и во всех функциях должны стремиться к
сознательному и добровольному сотрудничеству, означающему действительное
понимание, на которое способен каждый; и никакая истинная иерархия не может
реализоваться и сохраняться на иной основе.