Глава XXI
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ
РЕПРЕЗЕНТАЦИИ СУЩЕГО
Изложенным выше мы
довели до крайних умопостигаемых, или скорее воображаемых, пределов (поскольку
речь всегда идет о чувственном представлении) универсализацию нашего геометрического
символа, постепенно вводя в него через множество последовательных фаз — или,
точнее, фаз, последовательно рассматриваемых в ходе нашего изложения, — все
большую неопределенность, соответствующую тому, что мы назвали возрастающими
степенями неограниченного; для этого мы не выходили, однако, из трехмерного
пространства. Достигнув этой точки, мы должны проделать тот же путь в обратном
направлении, чтобы придать геометрической фигуре определенность всех ее
элементов, без чего она, существуя во всей полноте в виртуальном состоянии, не
может быть очерчена в реальности; но эта определенность, которая в нашем
исходном пункте предусматривалась, так сказать, гипотетически — как простая
возможность, — становится отныне реальной; теперь мы можем указать точное
значение каждого из составных элементов крестообразного символа, которым она
характеризуется.
Прежде всего, мы
рассмотрим не всеобщность существ, но единственное существо в его целокупности;
предположим, что вертикальная ось определена, а затем, что равным образом
определена плоскость, проходящая через эту ось и содержащая крайние точки
модальности каждого состояния; таким образом, мы вернемся к вертикальной
системе, имеющей в основании горизонтальную спираль, рассмотренную в одной
позиции, — к системе, которую мы уже предварительно описали. Здесь определены
направления трех осей координат, но на деле определено лишь положение
вертикальной оси; одна из двух горизонтальных осей будет располагаться в
вертикальной плоскости, о которой мы только что сказали, а другая будет
перпендикулярна ей; но горизонтальная плоскость, содержащая эти две
пересекающиеся под прямым углом линии, еще не определена. Обозначив ее, мы
найдем тем самым центр протяженности, т. е. начало системы координат, с которым
она соотнесена, поскольку эта точка есть не что иное, как точка пересечения
горизонтальной плоскости координат с вертикальной осью; все элементы фигуры
будут тогда действительно определены, и это позволит начертить трехмерный
крест, измеряющий протяженность в ее полноте.
Напомним также, что для
создания системы, отображающей целокупное сущее, нам надлежало вначале
рассмотреть горизонтальную спираль, а затем вертикальную цилиндрическую —
«винтовую» спираль. Если мы рассмотрим изолированно какой-либо виток этой
спирали, то сможем, пренебрегая незначительным различием в уровне между ее
концами, считать ее окружностью, проведенной в горизонтальной плоскости; можно
даже принять за окружность каждый виток другой кривой, горизонтальной спирали,
если пренебречь незначительным отклонением луча между ее концами. Вследствие
этого всякая окружность, начерченная в горизонтальной плоскости и имеющая своим
центром сам центр этой плоскости — т. е. точку пересечения с вертикальной осью,
— может, наоборот, с той же степенью приближения рассматриваться как виток,
принадлежащий одновременно и вертикальной, и горизонтальной спирали217;
отсюда следует, что кривая, которую мы рассматриваем как окружность, в
действительности не является, строго говоря, ни замкнутой, ни лежащей на
плоскости (горизонтальной).
Такая окружность будет
репрезентировать одну из модальностей состояния существа, рассмотренную
сообразно направлению вертикальной оси, которая сама проецируется горизонтально
в одну точку — центр окружности. С другой стороны, если рассмотреть последнюю
согласно направлению какой-либо из обеих ее горизонтальных осей, она
спроецируется на один симметричный по отношению к вертикальной оси отрезок
горизонтальной прямой, образующей с этой осью двухмерный крест; эта
горизонтальная прямая является отображением плоскости, в которой расположена
рассматриваемая окружность, на вертикальной плоскости проекции.
Что касается значения
окружности с центральной точкой — отображением вертикальной оси на
горизонтальной плоскости, — то отметим, что, согласно повсеместно принятой
символике, центр и окружность репрезентируют исходную точку и завершение
какого-либо способа проявления218; они соответствуют, следовательно,
тому, чем являются во Вселенной «сущность» и «субстанция» (Пуруша и Пракрити
индуистской традиции), или Бытие в себе и его возможность; для всякого
способа проявления они дают более или менее обособленное выражение обоих этих
взаимодополняющих принципов — активного и пассивного. Этим подтверждается
сказанное нами ранее об отношении между различными аспектами символики креста,
ибо отсюда мы можем заключить, что в нашем геометрическом изображении
горизонтальная плоскость (которая — как плоскость координат — полагается
неподвижной и может занимать любое положение, будучи определена лишь в
направлении) играет пассивную роль по отношению к вертикальной плоскости. Это
вновь подтверждает, что соответствующее состояние существа реализуется в его
целостном развитии под активным влиянием принципа, изображенного осью219;
этот момент можно будет лучше понять впоследствии, но важно указать на него уже
теперь.
Глава XXII
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ СИМВОЛ
ИНЬ-ЯН: МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ ЭКВИВАЛЕНТ РОЖДЕНИЯ И СМЕРТИ
Возвращаясь к
изображению нашей фигуры, мы должны рассмотреть особо еще две вещи: с одной
стороны, вертикальную ось, а с другой стороны, горизонтальную плоскость
координат. Мы знаем, что горизонтальная плоскость выражает собой состояние
существа, каждая модальность которого соответствует плоскому витку спирали,
принятому нами за окружность; с другой стороны, концы этого витка в действительности
находятся не в плоскости кривой, но в двух непосредственно соседствующих
плоскостях, — ведь сама эта кривая, рассмотренная в вертикальной цилиндрической
системе, есть виток, функция спирали, шаг которой бесконечно мал. Вот почему —
учитывая, что мы живем, действуем и рассуждаем в настоящий момент в условиях
случайности, — мы можем и даже должны рассматривать схему индивидуальной
эволюции220 как поверхность (плоскость). И действительно, она
обладает всеми ее атрибутами и свойствами, отличаясь от поверхности лишь с
точки зрения Абсолюта221. Таким образом, на нашем уровне (или
ступени существования) «жизненный круг» есть непосредственная истина и
окружность вполне подходит для изображения «индивидуального человеческого
цикла»222.
Согласно вышеизложенным
соображениям, Инь-Ян, изображающий в традиционной символике Дальнего
Востока «круг индивидуальной судьбы», и в самом деле есть круг. «Этот круг,
выражающий индивидуальную или видовую эволюцию223, лишь двумя
измерениями причастен вселенскому циклическому цилиндру. Не имея плотности, он
представляется прозрачным и светопроницаемым; иначе говоря, схемы эволюции,
предшествующих ему и следующих за ним224, просматриваются и доступны
взгляду, проницающему его насквозь»225.
Но, разумеется,
«никогда не следует упускать из виду, что если Инь-Ян, взятый отдельно,
может рассматриваться как круг, то в последовательности индивидуальных
модификаций226 он есть элемент спирали: всякая индивидуальная
модификация есть по сути дела трехмерный вихрь227; лишь единожды он
проходит через человеческое состояние и никогда не повторяет вновь уже
пройденный путь»228.
Оба конца витка
винтообразной спирали с бесконечно малым шагом (расстоянием между ними)
представляют собой, как мы сказали, две непосредственно соседствующие точки на
образующей цилиндра, параллельной вертикальной оси (расположенной в одной из
плоскостей координат). Эти две точки реально не принадлежат индивидуальности,
или, в более общем плане, состоянию существа, репрезентируемому горизонтальной
плоскостью. «Вхождение в Инь-Ян и выход из Инь-Ян не зависят от
индивида — ведь эти две точки принадлежат не только Инь-Ян, но и витку
спирали, нанесенному на боковую (вертикальную) поверхность цилиндра, и
подчиняются притяжению «Воли Неба». И в самом деле, человек не свободен ни в
рождении, ни в смерти. Что касается рождения, он не волен ни в согласии на
него, ни в отказе, ни в выборе момента. Что касается смерти, он не свободен
уклониться от нее; не волен он и в выборе момента смерти... Во всяком случае,
он не свободен ни в одном из условий двух этих актов: рождение неодолимо
ввергает его в круг существования, которое он не выбирал и которого не просил;
смерть забирает его из этого круга и неодолимо бросает в другой, предписанный и
предусмотренный «Волей Неба», и он ничего не может здесь изменить229.
Таким образом, земной человек есть раб от рождения до смерти, т. е. по
отношению к двум главным актам своей индивидуальной жизни — единственным,
которые подводят итог его особой эволюции по отношению к Бесконечному»230.
Следует уяснить, что
«феномены смерти и рождения, рассмотренные сами по себе и вне циклов,
совершенно равны»231; можно даже сказать, что это в действительности
один и тот же феномен, рассмотренный с двух противоположных сторон, с позиций
обоих последовательных циклов, в которые он вступает. Это видно непосредственно
в нашем геометрическом изображении, поскольку конец какого-либо цикла
обязательно совпадает с началом другого; и мы употребляем слова «рождение» и
«смерть», беря их в самом общем смысле, для обозначения переходов между
циклами, какова бы ни была протяженность последних и идет ли речь о мирах или
индивидах. Эти два феномена «сопровождают и дополняют друг друга; рождение
человека — это непосредственный результат смерти (в другом состоянии); смерть
человека — это непосредственная причина рождения (также в другом состоянии).
Одно из этих обстоятельств никогда не возникает без другого. Поскольку здесь не
существует времени, мы можем утверждать, что между значениями, присущими
феноменам рождения и смерти, имеется метафизическое тождество. Что касается их
относительного значения, то — если учесть их непосредственные последствия —
смерть в конце какого-либо цикла превосходит рождение в начале того же цикла на
величину притяжения «Воли Неба» по отношению к этому циклу, т. е., в
математическом выражении, — на шаг эволюционной спирали»232.
Глава XXIII
ЗНАЧЕНИЕ ВЕРТИКАЛЬНОЙ
ОСИ; ВЛИЯНИЕ ВОЛИ НЕБА
Из предшествующего
вытекает, что шаг спирали — элемент, из-за которого концы индивидуального
цикла, каков бы он ни был, ускользают из собственной области индивидуальности,
— и есть мера «притягательной силы Божества»233. Влияние «Воли Неба»
в развитии существа измеряется, следовательно, параллельно вертикальной оси;
это предполагает, разумеется, одновременное рассмотрение множества состояний,
образующих столько же целостных циклов существования (горизонтальных спиралей),
так как это трансцендентное влияние не ощущается внутри одного и того же
состояния, взятого изолированно.
Вертикальная ось
обозначает в таком случае метафизическое место проявления «Воли Неба»; она
пересекает каждую горизонтальную плоскость в ее центре — т. е. в точке, где
реализуется равновесие, в котором пребывает это проявление, или, другими
словами, где происходит полная гармонизация всех элементов соответствующего
состояния существа. Именно это, как мы видели выше, следует понимать под
«Неизменным средоточием» (Чун-юнь), где в каждом состоянии существа
(благодаря равновесию, которое есть как бы образ изначального Единства в
проявленном) отражается «Действие Неба»; в себе самом оно недеятельно и
непроявлено, хотя его следует понимать как способное к действию и к проявлению
(что, впрочем, не может ни поколебать, ни изменить его каким-либо образом);
более того, оно поистине способно к этому именно потому, что само находится вне
всех частных действий и проявлений. Вследствие этого мы можем сказать, что в
изображении какого-либо существа вертикальная ось — это символ «личного Пути»234,
ведущего к Совершенству и являющегося спецификацией «универсального Пути», изображенного
ранее неограниченной незамкнутой сфероидальной фигурой; в геометрической
символике такая спецификация достигается путем определения направления в
пространстве этой вертикальной оси235.
Мы говорили здесь о
Совершенстве, и по этому поводу необходимо краткое объяснение: когда этот
термин употребляется таким образом, его надлежит понимать в его абсолютном и
всецелом смысле. Однако чтобы помыслить об этом в нашем нынешнем положении (как
существ, принадлежащих к индивидуальному человеческому состоянию), следует
передать это интеллигибельное понятие в характерной для него форме; тогда это
будет «активное совершенство» (Khien), возможность воли в
Совершенстве и, естественно, всемогущества, которое тождественно тому, что
обозначается как «Действие Неба». Но чтобы говорить об этом, надо, сверх того,
передать эту концепцию чувственным образом (поскольку язык, как всякое внешнее
выражение, неизбежно относится к чувственному порядку); тогда это будет
«пассивное совершенство» (Khouen), возможность действия —
как мотив и как цель. Khien — это воля, способная к
проявлению, a Khouen — цель этого проявления;
но коль скоро мы говорим «активное совершенство» или «пассивное совершенство»,
то это уже не Совершенство в абсолютном смысле, поскольку здесь имеется различение
и определение — следовательно, ограничение. Можно также, если угодно, сказать,
что Khien — это действующая (точнее, «влияющая»)
способность, соответствующая «Небу» (Тянь), a
Khouen — пластическая способность, соответствующая «Земле» (Ди); мы находим
здесь, в Совершенстве, аналог — но еще более универсальный, — того, что мы
обозначили в Бытии как «сущность» и «субстанцию»236.
Во всяком случае, по
какому бы принципу их ни определять, следует знать, что Khien и Khouen существуют
метафизически лишь с нашей точки зрения, т. е. с точки зрения проявленных
существ; подобным же образом Бытие поляризуется и самоопределяется как
«сущность» и «субстанция» не в самом себе, но лишь по отношению к нам —
поскольку мы рассматриваем его исходя из всеобщего проявления, к которому мы
принадлежим и первопринципом которого оно является.
Возвращаясь к нашему
геометрическому изображению, мы увидим, что вертикальная ось определяется как
выражение «Воли Неба» в раскрытии существа; это в то же время определяет
направление горизонтальных плоскостей, обозначающих различные состояния, и
горизонтальное и вертикальное соответствие последних, устанавливающее их
иерархизацию. Вследствие указанного соответствия пограничные точки этих
состояний определяются как завершения отдельных модальностей; вертикальная
плоскость, которая их содержит, есть одна из плоскостей координат, так же как и
плоскость, перпендикулярная ей по направлению оси; обе эти вертикальные
плоскости прочерчивают в каждой горизонтальной плоскости двухмерный крест, центр
которого находится в «Неизменном средоточии». Остается только один
неопределенный элемент: это положение отдельной горизонтальной плоскости,
которая будет третьей плоскостью координат; ему в целокупном сущем
соответствует некое состояние, определение которого дает возможность начертить
символический трехмерный крест, т. е. реализовать полноту существа.
Прежде чем идти далее,
важно отметить следующее: расстояние по вертикали, разделяющее крайние точки какого-либо
цикла эволюции, постоянно; такое постоянство, по-видимому, означает, что, каков
бы ни был рассматриваемый цикл, «притягательная сила Божества» действует всегда
с одной и той же интенсивностью и что так в самом деле и происходит с точки
зрения Бесконечности; именно это выражает закон вселенской гармонии, требующий
своего рода математической пропорциональности всех вариаций. Правда, проявление
данного закона не всегда выглядит так с более специальной точки зрения,
принимающей во внимание прохождение некоего определенного цикла, который желали
бы сравнить с другими в этом отношении; но тогда (допуская, что это возможно,
хотя и находится за пределами точки зрения чистой метафизики) следовало бы
оценить величину шага спирали. Однако «мы не знаем сущностного значения этого
геометрического элемента, поскольку в настоящий момент не осознаем циклических
состояний, через которые проходим, и, следовательно, не можем измерить
метафизическую высоту, отделяющую нас сегодня от того состояния, из которого мы
вышли»237.
Мы, следовательно, не
располагаем каким-либо непосредственным способом оценки меры воздействия «Воли
Неба»; «мы знали бы ее лишь по аналогии (в силу закона гармонии), если бы, в
нашем нынешнем состоянии, сознавая наше предшествующее состояние, мы могли бы
судить о достигнутой метафизической величине238 и вследствие этого
измерять силу восхождения. Никто не сказал, что это вещь невозможная, ибо она
легко доступна пониманию; но на это неспособно нынешнее человечество»239.
Отметим попутно, как мы
поступали всякий раз, когда к тому представлялся случай, совпадение между всеми
традициями, с которым — опираясь на все изложенное нами относительно значения
вертикальной оси — можно было бы соотнести метафизическую интерпретацию
известного евангельского высказывания о том, что Слово (или «Воля Неба» в
действии) есть (по отношению к нам) «Путь, Истина и Жизнь»240. Если
мы ненадолго вернемся к нашему «микрокосмическому» изображению, описанному
вначале, и рассмотрим три его оси координат, то «Путь» (отнесенный к определенному
существу) будет обозначен, как и здесь, вертикальной осью; из обеих
горизонтальных осей одна будет изображать тогда «Истину», а другая «Жизнь».
«Путь» соотносится с «Универсальным Человеком», с которым отождествляется
«Сверх-Я»; «Истина» — с человеком интеллектуальным, а «Жизнь» — с человеком
телесным (хотя последний термин не нужно понимать буквально)241.
Оба последних
принадлежат области одного и того же частного состояния, т. е. одному и тому же
уровню универсального существования, причем первый должен быть уподоблен здесь
целостной индивидуальности, а второй представляет собой лишь ее модальность.
«Жизнь» будет тогда обозначена осью, параллельной направлению, по которому
развивается каждая модальность, а «Истина» — осью, которая соединяет все
модальности, пересекая их перпендикулярно тому же направлению (эта ось, будучи
также горизонтальной, может рассматриваться как относительно вертикальная по
отношению к другой, как мы указывали ранее). Это предполагает, что начертание
трехмерного креста относится к земной человеческой индивидуальности; ведь
только по отношению к последней мы могли рассматривать здесь «Жизнь» и даже
«Истину»; данное начертание изображает действие Слова в реализации целокупного
сущего и его отождествлении с «Универсальным Человеком».
Глава XXIV
НЕБЕСНЫЙ ЛУЧ И ЕГО
ПЛОСКОСТЬ ОТРАЖЕНИЯ
Итак, представим все
состояния бытия в виде наложения горизонтальных плоскостей; тогда мы сможем
сказать, что по отношению к первым, взятым вместе или порознь, вертикальная
ось, связывающая их все между собой и с центром целокупного сущего,
символизирует то, что различные традиции называют «Небесным Лучом» или
«Божественным Лучом». Этот принцип, именуемый в индуистской доктрине Буддхи и
Махат242, «составляет
высший, невоплощенный элемент в человеке и ведет его сквозь фазы вселенской
эволюции»243.
У вселенского цикла,
изображаемого нашей схемой, — «в котором человечество (в индивидуальном и
«видовом» смысле) составляет лишь одну фазу, — имеется собственное движение244,
независимое от нашего человечества, от всех человечеств, от всех плоскостей
(обозначающих все уровни Экзистенции), которые он объединяет в бесконечную
сумму (это и есть «Универсальный Человек»)245.
Это собственное
движение, сообщаемое ему «Небесным Лучом» вследствие его сущностной
устремленности к истоку, неодолимо увлекает его к Концу (Совершенству),
тождественному его Началу, с силой, направляющей к восхождению и божественно
благодетельной (т. е. гармоничной)»246; и это не что иное,
как «притягательная сила Божества», о которой шла речь в предшествующей главе.
Подчеркнем, что
«движение» вселенского цикла совершенно независимо от чьей-либо индивидуальной
воли — частной или коллективной, — которая может действовать лишь внутри своей
особой области, никогда не порывая с определенными свойственными ей условиями
существования. «Человек как таковой (индивидуальный) мог бы располагать лишь
своей человеческой судьбой, индивидуальный ход которой он и в самом деле волен
остановить. Но это случайное существо, одаренное случайными добродетелями и
возможностями, не могло бы передвигаться, останавливаться или влиять на себя
самого вне особого, случайного уровня, где оно в данный момент находится и
раскрывает свои способности.
Неразумно предполагать,
что оно может изменить, а тем более остановить вечное движение вселенского
цикла»247.
К тому же,
неограниченное расширение возможностей индивида, рассмотренного в его
целостности, ничего не меняет в этом, поскольку оно, естественно, не могло бы
избавить его от всей совокупности ограничительных условий, характеризующих
состояние бытия, которому он принадлежит248.
«Небесный Луч»
пересекает все состояния бытия, обозначая таким образом, как мы сказали,
центральную точку каждого из них, оставляя свой след на соответствующей горизонтальной
плоскости: место всех этих центральных точек есть «Неизменное средоточие»; но
это влияние «Небесного Луча» действенно лишь тогда, когда он создает —
отражаясь на одной из этих плоскостей, — вибрацию, которая, распространяясь и
расширяясь в целокупности бытия, просветляет его хаос, космический или
человеческий. Последнее может относиться как к «макрокосму», так и к
«микрокосму»; во всех случаях совокупность возможностей бытия образует,
собственно, лишь «бесформенный и пустой» хаос249, в котором все есть
тьма, вплоть до момента, когда происходит просветление, обусловливающее его
гармоническую организацию при переходе от потенции к действию250.
Само это просветление строго соответствует взаимному превращению трех гун, описанному
нами выше по тексту Вед; первая фаза этого превращения, исходя из низших
состояний существа, реализуется в самой плоскости отражения, тогда как вторая
сообщает отраженной вибрации восходящее направление, которое передает ее через
всю иерархию высших состояний существа. Плоскость отражения, чьим центром
является точка падения «Небесного Луча» как исходная точка этой беспрерывной
вибрации, будет тогда центральной плоскостью в совокупности состояний существа,
т. е. горизонтальной плоскостью координат в нашем геометрическом изображении, и
его центр действительно будет центром целокупного сущего. Эта центральная
плоскость, в которой начерчены горизонтальные линии трехмерного креста, играет
по отношению к «Небесному Лучу» — его вертикальной линии — роль, аналогичную
роли «пассивного совершенства» по отношению к «активному совершенству»; это то
же, что отношение «субстанции» к «сущности», Пракрити к Пуруше: символически
это все та же «Земля» в отношении к «Небу», а также то, что все космогонические
традиции согласно представляют как «поверхность Вод»251.
Можно назвать эту
плоскость местом отделения «низших Вод» от «высших Вод»252, т. е.
разделения двух хаосов — оформленного и бесформенного, индивидуального и
вне-индивидуального, всех состояний, как непроявленных, так и проявленных, совокупность
которых составляет всецелую Возможность «Универсального Человека».
Под воздействием
«Вселенского Духа» (Атман), испускающего «Небесный Луч», отражающийся в
зеркале «Вод», в их лоно попадает божественная искра, несотворенное духовное
семя, которое в потенциальной Вселенной (Брахманда или «Мировое Яйцо»)
служит обозначением «He-Высшего» Брахмы (Anapa-Брахма); индуистская традиция называет его Хира-ньягарбха (т.
е. «Золотой Зародыш»)253.
В каждом отдельном существе
эта искра интеллигибельного Света составляет, так сказать, фрагментарную
единицу (выражение неточное, если брать его буквально, поскольку единица в
действительности неделима и не имеет частей); раскрываясь, чтобы отождествиться
в действии с Всецелым Единством, с которым она на самом деле потенциально
тождественна (ибо она содержит в себе неделимую сущность света, как природа огня
содержится целиком в каждой искре)254, она будет излучаться во всех
направлениях, начиная от центра, и осуществит в своем продвижении совершенное
раскрытие всех возможностей существа. Этот принцип божественной сущности,
сошедший в творение (только внешне, ибо реально он не может быть затронут
случайностями и само состояние «оболочки» существует лишь с точки зрения
проявления), в ведической символике выражается как Агни255 в центре свастики;
это крест, начерченный в горизонтальной плоскости и своим вращением вокруг
центра порождающий эволюционный цикл, конституирующий каждый из элементов
вселенского цикла. Центр — единственная неподвижная точка в этом круговращении
— является, в силу самой своей неподвижности (образ изначальной неизменности),
двигателем «колеса существования»; он заключает в себе самом «Закон» (в смысле
санскритского термина Дхарма)256,
т. е. выражение или проявление «Воли Неба» для соответствующего цикла в
горизонтальной плоскости, в которой происходит это вращение; как мы сказали,
его влияние измеряется или по крайней мере измерялось бы, имей мы такую
способность, шагом спирали, развертывающейся на вертикальной оси257.
Реализация возможностей
существа происходит, таким образом, при помощи деятельности, которая всегда
является внутренней, — ведь она осуществляется из центра каждой плоскости; и
кроме того, в метафизическом плане, внешнее действие по отношению к целокупному
сущему немыслимо, ибо подобное действие возможно лишь с точки зрения
относительной и специализированной, каковой является индивидуальная точка
зрения258.
Сама эта реализация
изображается в различных символиках в виде расцветающего над поверхностью «вод»
цветка, — обычно это лотос в восточной и роза или лилия в западной традициях259;
впрочем, мы не намереваемся входить здесь в детальное рассмотрение этих
различных изображений, которые могут варьироваться и видоизменяться в той или
иной мере, подвергаясь многочисленным адаптациям; но по сути они исходят всюду
и везде из одного и того же принципа, с некоторыми несущественными различиями,
повсюду основанными на числах260.
Во всяком случае,
раскрытие, о котором идет речь, может быть вначале рассмотрено в центральной
плоскости — т. е. в горизонтальной плоскости отражения «Небесного Луча» — как
интеграция соответствующего состояния существа; но оно распространится также
вне этой плоскости, в целокупность состояний, следуя неограниченному развитию
во всех направлениях, начиная от центральной точки вселенского сферического
вихря, о котором мы говорили ранее261.
Глава XXV
ДРЕВО И ЗМЕЙ
Обратимся теперь к
символу змеи, обвившейся вокруг древа, о чем мы кратко сказали выше; мы
утверждаем, что этот образ в точности воспроизводит спираль, очерченную вокруг
вертикального цилиндра в том геометрическом изображении, которое мы изучили.
Древо символизирует «Мировую ось», а змея — совокупность циклов универсального
проявления262; и в самом деле, прохождение различных состояний
передается в некоторых традициях как блуждания существа в теле символической
змеи263. Поскольку такое прохождение можно рассматривать в двух
противоположных направлениях — либо восходящем к высшим состояниям, либо
нисходящем к низшим, этим и объясняются оба противоположных аспекта символики
змеи — благотворный и пагубный264.
Встречается и змея,
обвившаяся не только вокруг древа, но также и вокруг различных других предметов
— символов «Мировой оси»265, и в частности горы, как это можно
видеть в индуистской традиции, в символике «пахтания моря»266. Здесь
змей Шеша или Ананта, выражающий бесконечность универсального
существования, обвился вокруг Меру — «полярной горы267; его
тянут в противоположные стороны Дэвы и Асуры, соответствующие
состояниям высшим и низшим по отношению к человеческому состоянию; тогда
здесь имеются два аспекта — благотворный и зловредный — в зависимости от того,
смотреть ли на змея со стороны Дэв или Асуров.
В то же время, если
интерпретировать значение последних в понятиях «добра» и «зла», то возникнет
очевидное соответствие с двумя противоположными сторонами «Древа познания» и
другими подобными символами, о которых мы говорили ранее268.
Уместно рассмотреть и
другой аспект, когда общий символ змея обозначает если не совсем зловредность
(что обязательно предполагает наличие коррелята благотворности, ибо «добро» и
«зло», как два понятия всякой дуальности, не могут существовать друг без
друга), то по меньшей мере опасность, поскольку он изображает вовлеченность
существа в бесконечную серию циклов проявления269.
Этот аспект
соответствует, в частности, роли змея (или дракона, который служит тогда его
аналогом) как хранителя неких символов бессмертия, доступ к которым он
преграждает; так, он обвился вокруг древа с золотыми яблоками в саду Гесперид,
или в Колхидской роще вокруг бука, на который повешено «золотое руно»; ясно,
что эти деревья — не что иное, как формы «Древа жизни» и, следовательно,
обозначают также «Мировую ось»270.
Для полной реализации
существа необходимо, чтобы оно выскользнуло из этой цепи циклов и перешло с
окружности в центр, т. е. в точку, где ось пересекает плоскость, изображающую
состояние, в котором это существо находится в настоящее время; поскольку тем
самым произошла интеграция этого состояния, то начиная от этой плоскости и
следуя направлению вертикальной оси, оно достигнет состояния целокупности.
Отметим, что если существует преемственность между всеми состояниями,
рассмотренными в их циклическом прохождении, то переход в центр по преимуществу
означает прерывность в развитии существа; в этом плане его можно сравнить с
тем, чем является с математической точки зрения «переход к пределу»
бесконечного ряда, который изменяется в соответствии с постоянной величиной.
Действительно, предел, будучи по определению постоянной величиной, не может,
как таковой, быть достигнут в ходе изменения, даже если оно продолжается
бесконечно; не подчиняясь этому изменению, он не принадлежит ряду, концом
которого является; чтобы достичь его, надо выйти из этого ряда. Точно так же
надо выйти из бесконечного ряда проявленных состояний и их изменений, чтобы
достичь «Неизменного средоточия» — постоянной и неподвижной точки, которая
управляет движением, не участвуя в нем, — подобно тому как весь математический
ряд в его изменении упорядочивается своим отношением к пределу, который
сообщает ему свой закон, пребывая сам вне этого закона. Аналогично и
метафизическая реализация, как и ее частный случай — интеграция существа, — не
может осуществляться «постепенно»; она подобна синтезу, которому не может
предшествовать какой-либо анализ и перед которым всякий анализ бессилен и лишен
значения.
В исламской доктрине
существует интересный и важный момент, связанный с вышесказанным: «прямая
дорога» (Эс-шира-тул-мустаким), о которой говорится в фатихе (буквально
«начало») или в первой суре Корана, есть не что иное, как вертикальная ось,
взятая в ее восходящем значении, так как «прямизна» (идентичная Дэ Лао-цзы),
согласно корню обозначающего ее слова (qam, подниматься), должна
рассматриваться как вертикальное направление. Поэтому легко понять значение
последнего стиха, в котором эта «прямая дорога» определяется как «дорога тех,
на кого Ты изливаешь Свою милость, а не тех, на ком Твой гнев, и не тех, кто
пребывает в заблуждении» (ши-рата эяладхина анамта алайхим, гхаури
ал-магдуби алайхим ва ла эд-даллин). Божественная милость271
нисходит на тех, кто находится под непосредственным влиянием «Действия Неба»,
ведущего их к высшим состояниям и полной реализации, поскольку их сущность
обретает согласие с универсальной Волей. С другой стороны — поскольку «гнев»
прямо противостоит «милости», — его действие также должно осуществляться по
вертикальной оси, но с обратным эффектом, следуя нисходящему направлению, к
низшим состояниям272: это «адский» путь, противоположный пути
«небесному». Оба эти пути представляют собой две половины — низшую и высшую –
вертикальной оси, начиная с уровня, соответствующего человеческому
состоянию. Наконец, в «заблуждении», в собственном и этимологическом смысле
этого слова, пребывают те — и это огромное большинство людей, — кто, будучи
привлечен множественностью, бесконечно блуждает в циклах проявления,
отображенных кольцами змея, обвившегося вокруг «Древа средоточия»273.
Напомним также, что слово
«ислам» буквально означает «подчинение божественной Воле»274; вот
почему в некоторых эзотерических учениях говорится, что всякое существо есть
«муслим» в том смысле, что никто не может уклониться от подчинения этой Воле и
что каждый, следовательно, неизбежно занимает место, предписанное ему во
Вселенной. Разделение существ на «верных» (мумгтин) и «неверных» (куффар)275 состоит,
следовательно, в том, что первые повинуются сознательно и добровольно
вселенскому порядку, тогда как среди вторых есть такие, кто повинуется закону
против воли, и такие, кто пребывает в невежестве. Здесь перед нами три
категории существ; «верные» следуют «прямой дорогой», ведущей в обитель «мира»,
и их повиновение универсальной воле делает из них истинных соработников
«божественного плана».