Глава
шестнадцатая
ВЫРОЖДЕНИЕ
ДЕНЕГ
Дойдя
до этой точки нашего исследования, нам следует немного отклониться, по крайней
мере, по видимости, чтобы дать, очень суммарно, несколько указаний по вопросу,
относящемуся, как кажется, к факту очень частного рода, но представляющему
собою яркий пример результатов концепции "обычной жизни" и
одновременно замечательную "иллюстрацию" способа, которым она связана
с исключительно количественной точкой зрения и который этой стороной особенно
тесно связан с нашим предметом. Вопрос, о котором идет речь, касается денег, и,
конечно, если придерживаться просто "экономической" точки зрения, как
ее понимают сегодня, то кажется, что они суть нечто такое, что полностью,
насколько это возможно, принадлежит "царству количества"; именно эту
роль они играют, по преимуществу, в современном обществе, о которой слишком
хорошо знают и на которой, очевидно, излишне было бы останавливаться; но истина
состоит в том, что сама "экономическая" точка зрения и исключительно
количественная концепция денег, присущая ей, есть продукт вырождения, в общем,
достаточно недавний, и что деньги в своем истоке обладали совершенно отличным
характером и долго его сохраняли, и собственно качественной ценностью, как это
ни показалось бы удивительным большинству наших современников.
Есть
одно замечание, которое легко понять для тех, кто "имеет глаза, чтобы
видеть": древние монеты были буквально все покрыты традиционными символами,
выбиравшимися из тех, которые представляли особенно глубокий смысл; именно это
можно отметить у кельтов, у которых символы, изображенные на монетах, могут
быть объяснены лишь при соотнесении их с теоретическими познаниями,
свойственными друидам, что впрочем, предполагает прямое воздействие последних
на эту область; и разумеется, то, что верно в этом отношении для кельтов, также
верно и для других народов древности, принимая во внимание, естественно,
собственные качества их традиционной организации соответственно. Это в точности
согласуется с отсутствием профанной точки зрения в строго традиционных
цивилизациях: деньги, там, где они существовали, не могли быть профанной вещью,
какой они стали позже; если бы они были таковыми, то как можно было бы объяснить
вмешательство сюда духовного авторитета, который, очевидно, не должен
относиться к "профанному", и как можно было бы понять, что различные
традиции говорят о деньгах как о чем-то, что на самом деле нагружено неким
"духовным влиянием", которое эффективно может осуществляться
посредством символов, образующих нормальную их "опору"? Добавим, что
до самого последнего времени еще можно было найти следы этого понятия в
девизах, носящие религиозный характер, которые, конечно, уже больше не имели
собственно символической ценности, но были по меньшей мере как бы напоминанием
о традиционной идее, более или менее непонятной отныне; после того, как в
некоторых странах они были отодвинуты на "край" монет, на их
"ребро", эти девизы сами в конце концов полностью исчезли, и
действительно, не было никакой причины им оставаться с того времени, как деньги
перестали представлять собою что-либо иное, кроме знаков исключительно
"материального" и количественного порядка.
Факт
контроля со стороны духовной власти над деньгами, в какой бы форме он ни
осуществлялся, не ограничивался исключительно только античностью, есть
признаки, показывающие, что контроль существовал еще в конце Средних веков, то
есть пока там была еще традиционная цивилизация. Иначе никак нельзя, действительно,
объяснить того, что некоторые правители этой эпохи обвинялись в том, что они
"подделывали монеты"; если их современники считали это преступлением,
то отсюда следует заключить, что у них не было свободного права чеканить монеты
и что, меняя их по своей собственной инициативе, они превышали права,
признаваемые за светской властью47. В любом другом случае такое
обвинение, очевидно, было бы лишено смысла; проба монеты тогда имела бы
совершенно конвенциальное значение, и вообще, было бы не важно, если бы монету
чеканили из любого металла или даже заменяли простой бумагой, как это делают по
большей части в наши дни, так как это не мешало бы продолжать придавать ей
точно то же самое "материальное" использование. Следовательно, должно
было существовать нечто, относящееся к иному порядку, мы можем сказать, к
высшему порядку, потому что только в этом случае это изменение могло приобрести
характер столь исключительной тяжести, доходящей до того, что она могла
пошатнуть стабильность самой королевской власти, потому что действуя таким
образом, последняя узурпировала прерогативы духовной власти, которая, по
определению, является единственным подлинным источником всякой законности;
таким образом, эти факты, почти не понятные, по-видимому, профанным историкам,
дают еще одно четкое указание на то, что вопрос о деньгах в Средние века, как и
в античности, имел стороны, совершенно не учитываемые современными людьми.
Таким
образом, здесь произошло то, что обычно происходит в том или ином виде со всеми
вещами, играющими какую-нибудь роль в человеческом существовании: эти вещи
мало-помалу лишаются своего "священного" или традиционного характера,
и таким образом само это существование во всем ансамбле становится совершенно
профанным и оказывается, в конце концов, сведенным к низменной посредственности
"обычной жизни", какой она представляется сегодня. В то же время
пример денег хорошо показывает, что эта "профанизация", если можно
использовать подобный неологизм, принципиально совершается через сведение вещей
к одному лишь их количественному аспекту; действительно, закончили тем, что
больше не способны даже понять, что монета есть что-то другое, чем
представление простого и чистого количества; но если этот случай особенно ясен,
потому что он в некотором роде доведен до предела, то это, конечно, далеко не
единственный случай, когда такая редукция вносит свой вклад в ограничение
существования узким горизонтом профанной точки зрения. Все то, что мы говорили
об исключительно количественном характере современной промышленности и того,
что с ней соотносится, позволяет это достаточно хорошо понять: постоянно
окружая человека продуктами этой промышленности и не позволяя ему видеть
что-либо еще (за исключением, как например, в музеях, в виде простых
"достопримечательностей", не имеющих никакого отношения к
"реальным" обстоятельствам его жизни, ни, следовательно, никакого
действительного влияния на нее), поистине принуждают его закрываться в узком
круге "обычной жизни" без выхода, как в тюрьме. В традиционной
цивилизации, напротив, каждый объект, одновременно с тем, что он был насколько
возможно совершенным образом приспособлен к тому использованию, к которому он
был непосредственно предназначен, создан таким образом, что каждое мгновение
мог и фактически при его реальном использовании служил (вместо того, чтобы
считаться как бы мертвой вещью, как это делают современные люди по отношению ко
всему тому, что они рассматривают как "произведение искусства")
"опорой" для медитации, связывающей индивида с чем-то другим, помимо
простой телесной модальности, помогая, таким образом, каждому подняться к более
высокому состоянию согласно мере его способностей48; какая бездна
между этими двумя концепциями человеческого существования!
Это
качественное вырождение всех вещей, кроме того, тесно связано с вырождением
денег, что видно из того факта, что уже дошли до того, что вещь обычно
"уважают" за ее цену, понимаемую только как "число",
"сумма прописью" или нумерическое денежное количество; действительно,
у большинства наших современников всякое суждение, выносимое относительно
какой-либо вещи, основывается почти всегда на том, что она стоит. Мы выделили
слово "уважать" на основании того, что в нем есть двойной смысл,
качественный и количественный; сегодня первый потерян из вида или, что приводит
к тому же самому, сводится ко второму, и таким образом не только вещь
"уважают" за ее цену, но также и человека "уважают" за его
цену49. То же самое, совершенно естественно, произошло и со словом
"ценность", заметим по ходу дела, что на ней основывается любопытное
заблуждение некоторых недавних философов, которые додумались даже до
изобретения выражения "философия ценностей", чтобы охарактеризовать
свои теории; в основании их мысли лежит идея, что все вещи, к какому бы порядку
они ни относились, могут быть поняты количественно и выражены нумерически;
"морализм", составляющий, с другой стороны, их доминирующее занятие,
прямо оказывается связанным с количественной точкой зрения50. Эти
примеры также показывают, что существует поистине вырождение языка,
сопровождающее или неизбежно следующее за вырождением всех вещей;
действительно, в мире, в котором стараются свести все к количеству, очевидно,
надо пользоваться языком, который и сам вызывает идеи чисто количественные.
Возвращаясь
более конкретно к вопросу денег, мы должны добавить, что здесь возникает
явление, достойное внимания: с тех пор, как деньги потеряли всякую гарантию
высшего порядка, сама их количественная ценность, или, что на жаргоне
"экономистов" называется "покупательной способностью", без
конца уменьшается настолько, что можно себе представить, что на пределе, к
которому она все больше и больше приближается, они утратят всякое, даже просто
"практическое" или "материальное", основание своего бытия и
исчезнут, как и само человеческое существование. Следует признать здесь странный
поворот хода вещей, который без труда становится понятным из того, что мы
только что сказали: чистое количество, собственно, находясь под всяким
существованием, может, когда редукцию доводят до предела, как в случае с
деньгами (наиболее поразительный случай, потому что здесь уже почти дошли до
предела), привести только к настоящему растворению. Это показывает, как мы уже
говорили выше, что безопасность "обычной жизни" на самом деле есть
нечто весьма непрочное, и далее мы увидим также, что она такова и во многих
других отношениях; но вывод, который отсюда следует, будет, в конечном счете
всегда тот же самый: реальным завершением тенденции, которая влечет людей и
вещи к чистому количеству, может быть только окончательное растворение
актуального мира.
Глава
семнадцатая
ОТВЕРДЕНИЕ
МИРА
Теперь
вернемся к объяснению того способа, которым действительно реализуется в
современную эпоху мир, соответствующий, насколько это возможно,
материалистической концепции; чтобы понять это, надо вспомнить, как мы уже много
раз говорили, что человеческий и космический порядки в реальности вовсе не
отделены, как это слишком легко представляют в наши дни, но что они, напротив,
тесно связаны таким образом, что каждый из них постоянно реагирует на другой и
что всегда есть соответствие между их взаимными состояниями. Это положение, по
существу, заключается во всех учениях о циклах, и без него традиционные данные,
относящиеся к нему, почти полностью оказываются непостижимыми; связь, которая
существует между некоторыми критическими фазами человеческой истории и
некоторыми катаклизмами, происходящими согласно определенным астрономическим
периодам, является, может быть, самым поразительным тому примером, но само
собою разумеется, что это только лишь предельный случай соответствий, которые
существуют постоянно в реальности, хотя они, несомненно, и менее явны,
поскольку вещи меняются постепенно и почти незаметно.
Поскольку
это так, что совершенно естественно, то в ходе циклического развития
космическое проявление в целом и человеческая ментальность, которая, впрочем,
включена необходимым образом в него, следуют одновременно одному и тому же
нисходящему движению, в направлении, которое мы уже назвали и которое является
постепенным удалением от принципа, следовательно, от изначальной духовности,
которая присуща сущностному полюсу проявления. Следовательно, это движение
может быть описано, применяя здесь понятия обыденного языка, которые четко
выделяют соответствие, рассматриваемое нами как нечто вроде прогрессирующей
"материализации" самой космической среды, и только когда эта
"материализация" достигла определенной степени, уже очень сильно
выявленной, может, соответственно, у человека появится материалистическая
концепция, так же, как и общая установка, практически ей соответствующая и согласующаяся,
как мы сказали, с идеей того, что называют "обычной жизнью"; однако,
без этой действительной "материализации" все это не имело бы даже
малейшего оправдания, так как окружающая реальность каждое мгновение приносила
бы слишком явные опровержения. Сама идея материи, как понимают ее современные
люди, на самом деле могла родиться только при этих условиях; то, что она более
или менее смутно выражает, есть во всяком случае только лишь предел, который по
ходу нисхождения, о котором идет речь, никогда не может быть достигнут
фактически, прежде всего потому, что она рассматривается как нечто само по себе
чисто количественное, и затем потому, что она предполагается
"инертной", а мир, в котором есть что-либо поистине
"инертное", тем самым тотчас же перестает существовать;
следовательно, эта идея есть самое иллюзорное из всего, что только может быть,
потому что она не отвечает абсолютно никакой реальности, сколь низко не
помещалась бы она в иерархии проявленного существования. Другими словами, можно
сказать, что "материализация" существует как тенденция, но
"материализация", которая была бы полным завершением этой тенденции,
есть состояние нереализуемое; отсюда следует, среди других последствий, что
теоретически сформулированные современной наукой механические законы никогда не
подлежат точному и строгому применению в условиях опыта, где всегда существуют
элементы, которые с необходимостью от них ускользают, даже в той фазе, где роль
этих элементов оказывается, в некотором роде, сведенной до минимума. Следовательно,
здесь речь всегда идет только о приближении, которое в этой фазе с оговоркой,
что случай исключительный, может быть достаточным для непосредственных
практических нужд, но что, тем не менее, предполагает очень грубое упрощение,
что лишает его не только всякой предполагаемой "точности", но и
всякой "научной" ценности в подлинном смысле этого слова; и так же
обстоит дело с тем самым приближением, по которому чувственный мир может
принять вид "замкнутой системы", как в глазах физиков, так и в потоке
событий, составляющих "обычную жизнь".
Вместо
того, чтобы говорить о "проявлении", как мы это только что делали,
можно было бы в том же, по существу, смысле и, может быть, даже более точным и
"реальным" образом говорить об "отвердении"; твердые тела,
действительно, по своей плотности и непроницаемости суть то, что более чем
что-нибудь другое дает иллюзию "материальности". В то же время, если
мы вспомним манеру, с которой Бергсон, как мы выше отмечали, говорил о
"твердом" как в некотором роде конституирующем собственную область
разума, из чего становится очевидным, что сознательно или нет (несомненно, не
слишком сознательно, не только потому что он обобщает, не внося никакого
ограничения, но он даже верит, что может говорить об этом как об
"интеллекте", как он всегда и делает в этих случаях, тогда как то,
что он говорит, можно реально отнести только к разуму), он преимущественно
соотносится с тем, что видит вокруг себя, то есть имеет место
"научное" употребление, которое сделали в настоящее время из этого
разума. Добавим, что это действительное "отвердение" как раз и есть
истинная причина, по которой современная наука "преуспевает", но,
конечно, не в своих теориях, которые не становятся из-за этого менее ошибочными
и которые к тому же ежеминутно меняются, но в своих практических приложениях; в
другие эпохи, в которые это "отвердение" не было еще достаточно
выражено, не только человек не мог мечтать о промышленности, как ее сегодня
понимают, но и сама эта промышленность еще была совершенно невозможна, так же,
как и вся "обычная жизнь", в которой она занимает столь важное место.
По ходу дела отметим, что этого достаточно, чтобы покончить со всеми мечтаниями
так называемых "ясновидящих", которые, воображая прошлое по модели
настоящего, приписывают некоторым "доисторическим" и давно прошедшим
цивилизациям что-либо очень сходное с современной "машинностью"; это
одна из форм заблуждения, которую на популярном языке можно назвать
"история повторяется" и которая предполагает полное незнание того, что
мы назвали качественным определением времени.
Чтобы
дойти до того, что мы описали, надо, чтобы человек вследствие самой этой
"материализации" или "отвердения", которое совершенно
естественно в нем так же осуществляется, как и во всей остальной сфере
космического проявления, часть которого он составляет и которое именно и
изменяет его "психофизиологическую" конституцию, утратил опыт
употребления способностей, которые позволяли бы ему нормальным образом
превосходить границы чувственного мира, так как, даже если он весьма реально и
окружен непроницаемыми ограждениями, то можно было бы сказать, что он таким не
был в предшествующих состояниях; не в меньшей степени также верно, что в нем
никогда не было никакого абсолютного разделения между различными порядками
существования; такое разделение имело бы следствием отсечение от самой
реальности той области, которая бы в ней заключалась, так что существование
этой области, то есть, в данном случае, чувственного мира, немедленно бы
испарилось. Впрочем, было бы законно спросить, как столь полная, столь всеобщая
атрофия определенных способностей действительно могла произойти; для этого
нужно было, чтобы человек сначала пришел к тому, чтобы все свое внимание
направлять исключительно на вещи чувственного мира, и с этого должна была
необходимо начаться работа по отклонению, которую можно было бы назвать
"изготовлением" современного мира и которая, разумеется, может быть
удачной только на этой фазе цикла, "дьявольским" образом используя
условия, предоставляемые самой средой. Мы не будем больше останавливаться
сейчас на этом. Как бы то ни было, не следует слишком обольщаться торжественной
глупостью некоторых заявлений, дорогих для научных "популяризаторов"
(мы должны были бы сказать, скорее, "саентистов"), которые с
удовольствием утверждают по любому поводу, что современная наука отодвигает без
конца границы познанного мира, что, на самом деле, в точности противоположно
истине: никогда эти границы не были столь узкими, каковыми они являются в
концепциях, предлагаемых этой профанной мнимой наукой, и никогда ни мир, ни
человек не оказывались столь уменьшенными до такой степени, что стали
сведенными к простым телесным единствам, гипотетически лишенным малейшей
возможности связи с любым другим порядком реальности!
Впрочем,
существует другой аспект проблемы, дополнительный к тому, который мы до этого
рассматривали: во всем этом человек не сведен к пассивной роли простого
созерцателя, который должен ограничиваться созданием более или менее истинных
или более или менее ложных идей относительно того, что происходит вокруг него;
он сам является одним из факторов, которые активно внедряются в изменение мира,
в котором он живет; мы должны добавить, что и сам он является особенно важным
фактором из-за его, собственно говоря, "центральной" позиции, которую
он занимает в этом мире. Говоря об этом человеческом внедрении, мы не имеем в
виду просто искусственные изменения, которые промышленность заставляет
претерпеть земную среду и которые, к тому же, слишком очевидны, чтобы стоило об
этом распространяться; конечно, это следует учитывать, но это не все, и то, о
чем речь идет с точки зрения, на которой мы теперь находимся, представляет
собою нечто совершенно иное, чего человек не желал, по крайней мере,
сознательно и специально, но что в реальности зашло еще гораздо дальше. Действительно,
истина состоит в том, что материалистическая концепция, будучи однажды
сформулирована и распространена каким-то образом, может только лишь
содействовать этому "отвердению" мира, которое сначала было
возможным, и все последствия, которые прямо или опосредованно выводились из
этой концепции, включая распространенное понятие "обычной жизни",
заставляли двигаться к той же самой цели, так как общие реакции самой
космической среды действительно менялись согласно установке, принятой человеком
по отношению к ней. Поистине, можно сказать, что некоторые аспекты реальности
скрываются от того, кто ее рассматривает как профан и материалист, становятся
недоступными для его наблюдения; и это не просто "образный" способ
выражения, как некоторые предпочли бы думать, но как раз чистое и простое
выражение факта, так же как фактом является то, что животные спонтанно и
инстинктивно убегают от того, в ком они замечают враждебную установку. Вот
почему есть вещи, которые никогда не могут констатировать "ученые"
материалисты или позитивисты, что, естественно, еще больше утверждает их в их
вере в ценность своих концепций, представляясь им как бы негативным
доказательством, в то время как это есть ни больше ни меньше, как только
простое следствие самих этих концепций. Разумеется, эти вещи не перестают
существовать ни в коей мере из-за этого, начиная с рождения материализма и
позитивизма, но они поистине "врываются" из той области, которая не
доступна опыту профанных ученых, воздерживаясь от проникновения в него каким бы
то ни было образом, который мог бы позволить заподозрить об их воздействии или
о самом их существовании, совершенно так же, как в другом порядке, который,
впрочем, не лишен связи с этим. После чего хранилище традиционных познаний
закрывается и исчезает из виду все более и более строгим образом перед
распространением современного духа. Это в некотором роде "копия"
ограничения способностей человеческого существа теми, которые относятся
собственно к одной телесной модальности: из-за этого ограничения оно становится,
как мы сказали, неспособным выйти из чувственного мира; из-за того, о чем
сейчас идет речь, она утрачивает всякую возможность констатировать явное
проникновение сверхчувственных элементов в самый чувственный мир. Так
оказывается завершенным для него, насколько это возможно,
"ограждение" этого мира, ставшего настолько более
"твердым", что он еще больше изолируется от всякого иного порядка
реальности, даже от тех порядков, которые для него являются самыми близкими и
которые просто констатируют различные модальности самой индивидуальной сферы;
внутри такого мира может казаться, что "обычная жизнь" отныне может
протекать без волнений и без непредвиденных случайностей, наподобие движений
"механизма", налаженного совершенным образом; механизировав
окружающий мир, не собирается ли современный человек "механизировать"
самого себя, насколько это в его силах во всех видах деятельности, которые еще
остались открытыми для его узко ограниченной природы?
Тем
не менее, "отвердение" мира, как бы далеко оно в действительности не
зашло, никогда не может быть полным, и есть пределы, которые оно никогда не
перейдет, потому что, как мы сказали, его предельное завершение было бы
несовместимым со всем реальным существованием даже на его самой низшей ступени;
по мере того, как это "отвердение" продвигается вперед, оно даже
становится все более шатким, потому что самая низшая реальность есть также и
самая нестабильная; без конца растущая скорость изменений актуального мира
доказывает это весьма красноречиво. Ничего нельзя было бы сделать, если бы не
было "трещин" в этой так называемой "закрытой системе", в
которой по ее "механическому" характеру есть что-то искусственное
(разумеется, что мы берем здесь это слово в смысле гораздо более широком, чем
тот, который приложим собственно к простым промышленным продуктам), природа
которого не внушает доверия в смысле ее длительности; и даже теперь уже есть
много знаков, точно показывающих, что ее непрочное равновесие находится в точке
его нарушения. Если это так, то сказанное нами о материализме и механицизме
современной эпохи может быть уже в определенном смысле отнесено к прошлому;
это, конечно, не означает, что ее практические следствия не могут продолжать
развиваться еще в течение какого-то времени или что ее влияние на общее
состояние умов не будет продолжаться более или менее долго, пусть это будет
вследствие "популяризации" в ее различных формах, включая школьное
обучение всех степеней, куда всегда тащат многочисленные "пережитки"
такого рода (мы вскоре вернемся к этому более подробно); но не менее верно в
тот момент, в котором мы живем, что само понятие "материи", с таким
трудом конституированное во множестве различных теорий, кажется, постепенно
испаряется; но только, может быть, не стоит радоваться этому сверх меры, так
как это может быть только еще одним шагом к окончательному распаду, как это с
большей ясностью мы увидим дальше.
Глава
восемнадцатая
НАУЧНАЯ
МИФОЛОГИЯ И ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ
Поскольку
мы упомянули "пережитки", оставляемые в общественном сознании
теориями, которым сами ученые больше не верят, но которые продолжают оказывать
не меньшее влияние на позицию большинства людей, то было бы неплохо
остановиться на этом еще, так как здесь содержится нечто, что может
способствовать объяснению некоторых аспектов современной эпохи. В этом отношении
следует напомнить прежде всего, что одной из главных черт профанной науки,
когда она оставляет область простого наблюдения фактов и пытается что-нибудь
извлечь из бесконечного накапливания частных деталей, является то, что и есть
ее единственный непосредственный результат, а именно, более или менее
трудоемкое сооружение чисто гипотетических теорий, и это не может быть ничем
большим, поскольку дана чисто эмпирическая исходная точка, а факты, которые и
сами поддаются различным объяснениям, никогда не могли и никогда не смогут
гарантировать истины ни одной теории и, как мы это видели выше, большее или
меньшее их количество ничего не дает; кроме того, такие гипотезы, по существу,
в меньшей степени вдохновлены эмпирическими наблюдениями, нежели некоторыми
предвзятыми идеями и некоторыми доминирующими в современном сознании
тенденциями. Впрочем, известно, с какой постоянно растущей быстротой в наше
время эти гипотезы оставляются и заменяются другими, и слишком очевидно, что
этих изменений достаточно, чтобы показать их малую надежность и невозможность
признания их ценности в качестве реального познания; таким образом, они
принимают в мышлении самих ученых все больше и больше конвенциональный,
следовательно, вообще ирреальный характер, и мы еще раз можем здесь отметить
симптом движения к окончательному распаду. Действительно, эти ученые, а именно,
физики, уже и не могут более обманываться подобными конструкциями, хрупкость
которых они сегодня, как никогда, хорошо знают; эти концепции не только быстро
"стареют", но с самого своего возникновения те, кто их создает в
качестве чего-то "временного", верят в них лишь в определенной мере,
несомненно, довольно ограниченной; и часто даже кажется, что они их
рассматривают скорее как простые "представления" или как "способ
выражения", чем как подлинные попытки объяснения; и таковыми они в
действительности и являются, и мы видели, что уже Лейбниц показал, что
картезианский механизм не может быть чем-либо другим, кроме как
"представлением" внешней видимости, лишенной, собственно, всякой
объяснительной ценности. В этих условиях в лучшем случае об этом можно сказать,
что это нечто совершенно суетное и что концепция науки, из которой следует
подобная работа, является, конечно, странной; но опасность этих иллюзорных
теорий состоит, в особенности, в их влиянии, которое (из-за того, что они
называются "научными") они способны оказывать на "широкую
публику", принимающую их совершенно всерьез и слепо, как
"догму"; и так происходит не только тогда, когда они еще сохраняют
значение (тогда едва ли есть время для того, чтобы их узнали), но даже и, в
особенности, тогда, когда ученые их уже оставили, и еще долго после этого, по
причине их постоянного присутствия, о котором мы выше говорили, в
первоначальном обучении и в "популярных" произведениях, в которых они
всегда к тому же представлены в упрощенной и крайне утвердительной форме, а
вовсе не как простые гипотезы, какими они были в действительности для тех, кто
их создавал. Не без причины мы только что сказали о "догме", так как
для антитрадиционного современного духа речь идет, конечно, о чем-то таком, что
должно противодействовать религиозным догмам и заменять их; такой пример, среди
прочих, как "эволюционистские" теории, не может в этом оставлять
никакого сомнения; и еще более важно то, что у большинства
"популяризаторов" есть привычка усеивать свои писания более или менее
яростными заявлениями, направленными против традиционной идеи, что лишь еще
яснее показывает ту роль, которую они себе присвоили, пусть даже в большинстве
случаев бессознательно, в интеллектуальном разрушении нашей эпохи.
Таким
образом, в "сайентистском" сознании, которое по большей части по
утилитарным причинам, указанным нами, присуще в той или иной степени огромному
большинству наших современников, возникла настоящая "мифология",
конечно, не в первоначальном и трансцендентном смысле истинных традиционных
"мифов", но просто в "уничижительном" значении, которое это
слово приняло в повседневном языке. Можно привести большое число примеров этого;
один из самых поразительных и самых "актуальных", если можно так
сказать, это создание "воображаемого мира" атомов и многочисленных
элементов различного рода, на которые они окончательно разложились в последних
физических теориях (что, впрочем, показывает, что они вовсе не атомы, то есть
буквально "неделимые", хотя их все равно продолжают так называть
вопреки всякой логике); мы сказали "воображаемый мир", так как он
есть, несомненно, только в сознании физиков; но "широкая публика"
твердо верит, что речь идет о реальных "единицах", которые мог бы
увидеть и потрогать некто, у кого чувства были бы достаточно развиты или кто
располагал бы достаточно мощными средствами наблюдения; не есть ли это одна из
самых наивных "мифологий"? Это не мешает той же самой публике
насмехаться по любому поводу над концепциями древних, из которых, они,
разумеется, не понимают ни единого слова; даже предполагая, что во все времена
могли быть "популярные" искажения ("популярные" — это еще
одно выражение, которое сегодня употребляют по любому случаю, несомненно по
причине растущего значения, приписываемого "массе"), но можно
усомниться, чтобы они были бы когда-нибудь столь грубо материальными и в то же
время столь общезначимыми, какими они являются сегодня, как благодаря
тенденциям, присущим современному сознанию, так и столь прославляемому
распространению "обязательного всеобщего образования", профанного и
рудиментарного.
Мы
не хотим распространяться более по этому поводу, по которому можно говорить
бесконечно, слишком удаляясь от того, что мы главным образом имеем в виду;
легко было бы, например, показать, что, вследствие "пережитка"
гипотез, элементы, на самом деле принадлежащие к различным теориям,
наслаиваются друг на друга и перемешиваются таким образом в обывательских
представлениях, что они иногда образуют самые причудливые комбинации; впрочем,
вследствие царящего повсюду запутанного беспорядка, современное сознание
устроено так, что оно охотно принимает самые странные противоречия. Мы только
продолжаем настаивать на одном из аспектов проблемы, который, по правде говоря,
несколько предвосхищает дальнейшее, так как он относится к тому, что больше
принадлежит к другой фазе, чем та, о которой шла речь до сих пор; но все это не
может быть разделено полностью, это дало бы слишком "схематическое"
изображение нашей эпохи, и в то же время, в этом уже можно увидеть, каким
образом тенденция к "отвердению" и к распаду, хотя они по-видимому
противоположны в некотором отношении, тем не менее объединяются в своем
действии, чтобы окончательно привести к последней катастрофе. Мы хотели бы
здесь поговорить о том исключительно экстравагантном характере, которым
облекаются представления, о которых идет речь, когда их переносят в иную
область, чем та, для которой они были первоначально предназначены;
действительно, именно от этого происходит большинство фантасмагорий, которые мы
называем "неоспиритуализмом" в его различных формах; как раз эти
заимствования из концепций, зависящих, в основном, от чувственного порядка, чем
и объясняется этот тип "материализации" сверхчувственного, составляют
одну из самых общих их черт51. Не стремясь в настоящий момент
определить более точно природу и качество сверхчувственного, с которым они
действительно здесь имеют дело, полезно было бы отметить, до какой степени, по
существу, проникнуты материалистическим влиянием те, кто его не допускает и
думает, что констатирует его воздействие; если они не отрицают всякую
внетелесную реальность, как большинство их современников, то потому, что они
составили себе идею, которая позволяет им свести ее в некотором роде к образцу
чувственных вещей, что, конечно, ничуть не лучше. Впрочем, не следует
удивляться тому, как всякие оккультные, теософские и другие школы этого рода
постоянно стремятся найти точки сближения с современными научными теориями,
которыми они вдохновляются даже гораздо чаще, чем хотели бы в этом признаться;
в общем, они, в результате, логически должны оказаться в тех же условиях; и
можно даже отметить, что, вследствие последовательных изменений этих научных
теорий, сходство концепций той или иной школы с той или иной специальной
теорией позволило бы в некотором роде "датировать" эту школу при
отсутствии иного более точного указания о его истоках и его истории. Такое
положение дел возникло тогда, когда изучение и управление некоторыми психическими
влияниями попало, если можно так выразиться, под сферу влияния профанной науки,
что означает, в некотором роде, начало в самом прямом смысле
"разрушительной" фазы современного отклонения; короче говоря, можно
подняться к XVIII веку, в точности к самому современному материализму, и ясно
увидеть, что эти две вещи, только по видимости противоположные, фактически
должны сопутствовать друг другу; представление о том, что подобного раньше не
было, несомненно возникает потому, что отклонение еще не достигло той степени
развития, которая сделала бы это возможным. Главной чертой научной
"мифологии" того времени была концепция различных
"флюидов", в виде которых тогда представляли себе психические силы; и
как раз эта концепция была перенесена из телесного порядка в тонкий порядок с
теорией "животного магнетизма"; если обратиться к идее
"отвердения" мира, то могут сказать, что "флюид"
("текучее") по определению противоположен "твердому", но не
менее верно, что в этом случае он играет ту же самую роль, поскольку эта концепция
имеет своим следствием "отелесивание" вещей, которые на самом деле
принадлежат к проявлениям тонкого порядка. Магнетизеры были в некотором роде
прямыми предшественниками "неоспиритизма", если не первыми его
представителями, собственно говоря; их теории и практика влияли в более или
менее широкой степени на все школы, возникшие позже, будь то откровенно
профанные, как спиритизм, или претендующие на "псевдопосвящение", как
многочисленные варианты оккультизма. Это постоянное влияние тем более странно,
что оно кажется совершенно несоразмерным значению психических феноменов, в
общем, весьма элементарных, которые составляют поле магического опыта; но еще
более удивительна та роль, которую играет этот самый магнетизм со времени
своего появления в отвлечении от всякой серьезной работы тайных организаций,
которые до того времени еще сохранили если не идущие далеко действительные
познания, то, по крайней мере, сознание того, что они в этом отношении
потеряли, и волю к тому, чтобы их вернуть; и позволительно думать, что это не
последняя причина, ради которой магнетизм был "пущен в дело" в нужный
момент, даже если, как это почти всегда бывает в подобных случаях, его мнимые
инициаторы были в этом лишь более или менее бессознательными инструментами.
Концепция
"флюидов" дожила, если не в теориях физиков, то в общественном
сознании, по меньшей мере до середины XIX века (еще долго продолжали
использовать привычные выражения, как, например, "электрический
флюид", но скорее машинальным образом, не связывая с этим точного представления);
спиритизм, появившийся в эту эпоху, наследовал ей тем более естественно, что он
был предрасположен к этому через свою первоначальную связь с магнетизмом,
связь, являющуюся даже более тесной, чем это можно предположить с первого
взгляда, так как вполне вероятно, что спиритизм никогда не смог бы получить
такого большого развития без бродяжничества сомнамбул и что именно
существование магнетических "субъектов" приготовило спиритических
"медиумов" и сделало их возможными. Еще сегодня большинство магнетизеров
и спиритов продолжают говорить о "флюидах" и, более того, в них
серьезно верить; этот "анахронизм" тем более курьезен, что все эти
люди в основном фанатичные сторонники "прогресса", что плохо
согласуется с концепцией, которая, будучи столь давно исключенной из научной
сферы, должна была бы казаться в их глазах очень "ретроградной". В
современной "мифологии" "флюиды" заменены
"волнами" и "излучениями"; они, в свою очередь, не
перестают играть ту же роль в теориях, изобретенных совсем недавно для объяснения
воздействия некоторых тонких влияний; достаточно вспомнить о
"радиосвязи", которая в этом отношении "представлена"
настолько, насколько это возможно. Разумеется, что если бы речь здесь шла лишь
о простых образах, о сравнениях, основанных на некоторой аналогии (а не на
тождестве) с феноменами чувственного порядка, то это не было бы слишком
неуместным, а было бы до некоторой степени оправданным; но это не так, и
"радиостезисты" совершенно буквально верят, что психические влияния,
с которыми они имеют дело, суть "волны" или "излучения",
распространяющиеся в пространстве столь "телесным" способом, как
только это можно себе вообразить; к тому же, сама "мысль" не избежала
этого способа представления. Таким образом, это все та же
"материализация", которая продолжает утверждаться в новой форме,
может быть, более коварной, чем "флюиды", потому что она может
казаться менее грубой, хотя, по сути, все они одного порядка и в целом выражают
лишь сами ограничения, присущие современному сознанию, его неспособность постичь
все то, что находится вне области чувственного воображения52.
Едва
ли необходимо отмечать, что "ясновидящие" непременно видят
"флюиды" или "излучения" в соответствии со школами, к
которым они принадлежат, так же как и теософы, которые видят атомы и электроны;
но это, как и то многое другое, что они действительно видят, суть лишь их
собственные ментальные образы, которые, естественно, всегда согласуются с
частными теориями, в которые они верят. Так же дело обстоит, когда они видят
"четвертое измерение" и другие дополнительные измерения пространства;
это принуждает нас сказать в завершение еще несколько слов о другом случае,
также относящемся к научной "мифологии", который мы охотно назовем
"безумием четвертого измерения". Надо признать, что "гипергеометрия"
была, конечно, создана для того, чтобы поразить воображение людей, не владеющих
достаточными математическими познаниями, чтобы отдавать себе отчет в истинном
характере алгебраических конструкций, выражаемых в геометрических терминах, так
как здесь на самом деле ни о чем другом речь не идет; заметим также по ходу
дела, что это еще один пример опасностей "популяризации". Так,
задолго до того, как физики вознамерились ввести "четвертое
измерение" в свои гипотезы (ставшие к тому же в гораздо большей степени
математическими, чем подлинно физическими, из-за своего все более и более
количественного и одновременно "конвенционального" характера),
"физикалисты" (в это время еще не говорили о "метафизиках")
уже пользовались им для объяснения феноменов, когда твердое тело, казалось,
проходит через другое тело; к тому же это не было для них простым
"иллюстративным" образом определенного способа, который можно назвать
"интерференцией" между областями или различными состояниями, что было
бы приемлемо, но они думали, что упомянутое тело весьма реально проходит через
"четвертое измерение". Впрочем, это было вначале, впоследствии мы
видим, как под влиянием новой физики школы оккультизма пришли к тому, что стали
воздвигать большую часть своих теорий на этой самой концепции "четвертого
измерения"; таким образом, можно отметить по этому поводу, что оккультизм
и современная наука все больше и больше стремятся к соединению в четвертом
измерении по мере того, как "дезинтеграция" мало-помалу продвигается
вперед, потому что оба движутся в одном направлении различными путями. Далее мы
еще поговорим о "четвертом измерении" с другой точки зрения; в
настоящий момент мы сказали об этом достаточно, настало время вновь вернуться к
вопросам, относящимся более непосредственно к проблеме "отвердения"
мира.
Глава
девятнадцатая
ПРЕДЕЛЫ
ИСТОРИИ И ГЕОГРАФИИ
Выше
мы сказали, что вследствие качественных отличий между различными периодами
времени, например, между различными фазами такого цикла, как наша Манвантара
(очевидно, что за пределами длительности нашего человечества условия должны еще
сильнее отличаться), в космической среде вообще, и в частности, в земной среде,
более непосредственным образом касающейся нас, происходят изменения, о которых
профанная наука, ограниченная горизонтом одного только современного мира, в
котором она возникла, не может составить никакой идеи, так что какую бы эпоху
она ни рассматривала, она всегда представляет ее миром, условия которого будут
похожи на современные условия. С другой стороны как мы видели, психологи
полагают, что человек психологически был всегда таким же, как и теперь; то, что
верно для психологов, также истинно и для историков, которые оценивают действия
людей античности или средних веков так же точно, как и действия своих
современников, приписывая им одинаковые мотивы и намерения; идет ли речь о
человеке или о среде, и там и тут очевидно применение упрощенческих и
"приводящих к единообразию" концепций, которые так хорошо соответствуют
актуальным тенденциям; разумеется, мы не беремся разрешать здесь проблему
определения, каким образом это "сведение к единству" прошлого
согласуется с "прогрессистскими" и "эволюционистскими"
теориями в одно и то же время у одних и тех же индивидов, но несомненно, это
лишь один из примеров многочисленных противоречий современного состояния
сознания.
Когда
мы говорим об изменениях среды, то имеем в виду не только более или менее
обширные катаклизмы, которыми отмечены каким-то образом "критические
точки" цикла; это внезапные изменения, соответствующие настоящим
нарушениям равновесия, и даже в тех случаях, когда речь не идет об исчезновении
целого континента (случаи, которые действительно встречаются в истории
настоящего человечества), легко понять, что весь ансамбль земной среды должен
быть не в меньшей мере задет его отзвуками и что таким образом "лицо
мира", если можно так сказать, должно значительно измениться. Но
существуют еще постоянные и незаметные модификации, которые в течение периода,
когда не происходит никаких катаклизмов, приводят, тем не менее, мало-помалу к
такому же значительному результату; само собою разумеется, что речь здесь идет
не о простых "геологических" модификациях в том смысле, в котором это
понимают профанные геологи, к тому же ошибочно рассматривать сами катаклизмы
исключительно с этой точки зрения, которая как всегда ограничивается наиболее
внешним; мы имеем в виду нечто гораздо более глубокое, относящееся к самим
условиям среды, так что существа и вещи от этого не в меньшей степени
претерпели бы подлинное изменение, даже если и не принимать во внимание
геологические явления, которые здесь не более чем детали второстепенной
важности. Что касается искусственных модификаций, произведенных вмешательством
человека, то они вообще суть лишь следствия в том смысле, в каком, как мы уже
объяснили, условия именно той или иной эпохи делают их возможными; однако, если
человек и может действовать более глубоким образом на среду, то это скорее
психически, чем телесно, и то, что мы уже сказали об эффектах
материалистической установки, делает это достаточно понятным.
Из
всего представленного нами выше легко понять теперь общее направление, в
котором осуществляются эти изменения: это то направление, которое мы
охарактеризовали как "отвердение" мира, придающее всем вещам вид,
соответствующий все более близким образом (хотя, тем не менее, всегда на самом
деле неточным) той манере, в какой их рассматривают количественные,
механистические или материалистические концепции; именно поэтому, говорили мы,
современная профанная наука преуспевает в своих практических приложениях и
также поэтому окружающая реальность не представляет ей слишком очевидных
опровержений. Этого не могло быть в предшествующие эпохи, когда мир не был
таким "твердым", каким он стал сегодня, и когда телесная модальность
и тонкие модальности индивидуальной сферы еще не были столь полно разделены
(хотя, как мы далее увидим, даже в настоящем состоянии следует сделать
некоторые оговорки относительно этого разделения). Не только человек видел мир не
такими глазами, как сегодня, и воспринимал многие вещи, которые с тех пор
полностью от него ускользают, поскольку тогда его способности были гораздо
тесно ограничены; но соответственно, сам мир как космический ансамбль поистине
был качественно иным, потому что возможности другого порядка отражались в
телесной сфере и "преображали" ее в некотором роде; и когда,
например, некоторые "легенды" говорят, что некогда было время, в
котором драгоценные камни были так же распространены, как сегодня самые грубые
булыжники, это не надо понимать в одном лишь символическом смысле. Разумеется,
символический смысл всегда присутствует в подобных случаях, но это не значит,
что он единственный, так как всякая проявленная вещь сама необходимо является
символом по отношению к высшей реальности; мы полагаем, что больше на этом не
следует останавливаться, так как мы уже имели выше достаточно возможностей это
объяснить, будь то в общей форме, или же в более частных случаях, таких, как
символическое значение исторических и географических фактов.
Мы
предупредим, не откладывая далее, возражение, которое может быть выдвинуто по
поводу этих качественных изменений в "лице мира": возможно, скажут,
что если бы это было так, то следы исчезнувших эпох, которые каждое мгновение
открывают, должны об этом свидетельствовать и что, не говоря уже о
"геологических" эпохах и придерживаясь только того, что относится к
человеческой истории, археологи и специалисты по "первобытной
истории" никогда ничего не находят такого, как бы далеко в прошлое не простирались
бы результаты их раскопок. Ответ, на деле, очень прост: прежде всего эти следы
в том состоянии, в каком они сегодня предстают и, следовательно, составляют
часть современной среды, с необходимостью причастны, как и все остальное, к
"отвердению" мира; если бы они не были ему причастны, то их
существование не было бы в согласии с общими условиями, и они бы полностью
исчезли, и, несомненно, так оно и есть в действительности для многих вещей, от
которых теперь нельзя найти ни малейшего следа. Кроме того, археологи изучают
сами эти остатки современными глазами, которые охватывают лишь самую грубую
модальность проявления, так что даже если что-нибудь более тонкое и сохранилось
еще несмотря ни на что, они, конечно же, совершенно не в состоянии этого заметить;
они вообще их рассматривают так, как механики рассматривают вещи, с которыми
имеют дело, потому что сознание у них такое же и способности их так же
ограничены. Говорят, что когда драгоценности ищут те, для кого они по каким-то
причинам не предназначены, то золото и драгоценные камни для них превращаются в
уголь и пошлый щебень; современные любители раскопок могли бы извлечь пользу и
из этой "легенды"!
Как
бы то ни было, но совершенно очевидно, что в виду того, что они предпринимают
любое свое исследование, исходя из современной и профанной точки зрения, они во
времени встречают некоторые "барьеры", более или менее непроницаемые,
и, как мы уже говорили в другом месте, первый из этих "барьеров"
находится в VI веке до начала христианской эры, где начинается то, что, в
согласии с современными концепциями, можно назвать историей в собственном
смысле слова, так что рассматриваемая ею античность в конечном счете является
античностью в очень относительном смысле. Без сомнения скажут, что недавние
раскопки позволяют восходить гораздо дальше, находя остатки гораздо более
древней античности, чем эта, и до некоторой степени это правда; но только
особенно замечательно то, что здесь больше нет никакой надежной хронологии, так
что расхождения в предполагаемых датах объектов и событий иногда доходят до
веков и даже до целых тысячелетий; кроме того, не удалось создать никакой
сколько-нибудь ясной идеи о цивилизациях этих столь удаленных эпох, потому что
там уже не могут найти понятия, сравнимые с теми, что существуют сегодня,
которые еще встречаются тогда, когда речь идет только о
"классической" античности, что не означает, что они не были бы сильно
искажены в представлениях современных историков, так же, как и Средние века,
еще более близкие к нашему времени. К тому же все самые древние сведения,
которые могут предоставить археологические раскопки, восходят приблизительно
только до начала Кали-Юги, где располагается, естественно, второй
"барьер"; и если бы каким-нибудь образом его удалось пересечь, то был
бы еще третий, соответствующий эпохе последнего большого земного катаклизма, то
есть той, которая традиционно обозначается как исчезновение Атлантиды;
очевидно, что было бы совершенно бесполезно желать подняться еще дальше, так
как прежде чем историкам удастся дойти до этой точки, современный мир будет
иметь достаточно времени, чтобы самому в свою очередь исчезнуть!
Этих
нескольких указаний достаточно, чтобы понять, сколь пусты все те дискуссии, в
которых профаны (под этим словом мы здесь должны понимать всех тех, кто заражен
современным духом) могут выступать по поводу того, что касается первых периодов
Манвантары, времен "золотого века" и "первоначальной
традиции" и даже таких гораздо менее удаленных от нас фактов, как
библейский "потоп", если принимать его лишь в самом непосредственном,
буквальном смысле, относя к катаклизму Атлантиды; эти вещи были и всегда будут
недоступными. Впрочем, именно поэтому их и отрицают, как без разбора отрицают
все то, что превосходит их каким-то образом, так как все работы, все
исследования и предприятия, исходящие из ложной и ограниченной точки зрения,
могут в конце концов привести лишь к отрицанию всего того, что не подпадает под
эту точку зрения; сверх того, эти люди настолько убеждены в своем
"превосходстве", что они не могут предположить существование того
света и извлекать из этого повод для того, чтобы с гордостью считать себя выше
нормальных людей!
То,
что мы сказали о пределах истории, рассматриваемой в согласии с профанной
концепцией, может быть также применено к географии, так как и здесь много
такого, что полностью исчезло с горизонта современных людей; когда сравнивают
описания древних и современных географов, то нередко спрашивают себя, возможно
ли, чтобы и те и другие говорили об одной и той же стране. Однако, это
"древние" в очень относительном смысле, и чтобы констатировать
подобные вещи, даже не надо подниматься далее средних веков; не было,
следовательно, в интервале, разделяющем нас от них, никакого значительного
катаклизма; и несмотря на это, мог ли мир изменить свое лицо до такой степени и
так быстро? Мы прекрасно знаем, что современники скажут: древние плохо видели
или они плохо сообщали то, что видели; но это объяснение, которое снова нас как
бы возвращает к предположению, что до нашего времени все люди были поражены
умственным расстройством и расстройством чувств, поистине, является слишком
"упрощенческим" и негативным; если же хотят изучить вопрос со всей
непредвзятостью, то почему не предположить, напротив, что плохо видят наши
современники и что они даже вообще не видят некоторых вещей? Они победоносно
заявляют, что "земля теперь полностью открыта", что, может быть, не
так уж верно, как они думают, и они воображают, что, напротив, она была древним
неизвестна в своей большей части, но можно спросить, о каких древних они на самом
деле говорят и не думают ли они, что до них не было других людей, кроме
западных людей "классической" эпохи и что обитаемый мир сводился к
маленькой части Европы и Малой Азии; они добавляют, что это "неизвестное,
поскольку оно неизвестное, может быть лишь таинственным"; но где они
видели, чтобы древние говорили, что там есть "таинственные" вещи, и
не они ли сами их объявляют таковыми, потому что больше уже их не понимают?
Добавим к этому, что вначале видят "чудеса", потом находят только
"достопримечательности" или "странности", и, наконец,
"замечают, что эти странности подчиняются общим законам, которые стремятся
определить ученые"; но не является ли то, что они кое-как описывают, как
раз последовательностью этапов ограничения человеческих способностей, этапов,
последний из которых соответствует тому, что можно назвать собственно манией
рациональных объяснений со всем присущим им грубым несовершенством?
Действительно, этот последний способ видения вещей, из которого происходит
современная география, датируется на самом деле XVII - XVIII веками, то есть
той самой эпохой, которая была свидетельницей рождения и распространения особой
рационалистической ментальности, что хорошо подтверждает нашу интерпретацию;
начиная с этого времени, способности понимания и восприятия, которые позволяли
человеку проникать в нечто иное, чем наиболее грубый и низший модус реальности,
были полностью атрофированы в то же самое время, как мир сам непоправимо
"отвердел".
Рассматривая
вещи таким образом, в конце концов пришли к следующему: или тогда видели то,
что не видят теперь, потому что произошли значительные изменения либо в земной
среде, либо в способностях человека, или же, скорее, эти изменения и в том и в
другом шли тем более быстро, чем ближе мы подходим к нашей эпохе; или же то,
что называют "географией", имело в древности совершенно иное
значение, нежели сегодня. Действительно, оба термина этой противоположности
вовсе не исключают друг друга, и каждый из них выражает одну сторону истины,
концепцию, которую себе составляют относительно науки, зависящей, естественно,
одновременно и от точки зрения, с которой рассматривают ее предмет, и от меры,
в которой действительно способны схватить присущие ему реальности: по этим двум
параметрам одновременно традиционная наука и профанная, даже если они носят
одно и то же имя (вообще говоря, это указывает на то, что вторая есть
"остаток" от первой), столь глубоко различны, что реально они
разделены пропастью. Итак, вполне реально существует традиционная или
"священная география", которую наши современники полностью
игнорируют, как и все другие познания того же рода; равно как и исторический,
существует географический символизм, и именно символическая ценность вещей
придает им глубокое значение, потому что через это устанавливается их соответствие
с реальностями высшего порядка; но чтобы действительно установить это
соответствие, надо быть способным тем или иным образом воспринимать в самих
вещах отражение их реальностей. Так, есть места, которые в особенности пригодны
для того, чтобы служить "опорой" для воздействий "духовных
влияний", и именно на них всегда основываются определенные главные и
второстепенные традиционные "центры", из которых "оракулы"
античности и места паломничества представляют собою наиболее явные внешние
примеры; существуют также и другие места, которые тоже особо благоприятны для
проявления "влияний" совершенно противоположного характера,
принадлежащих к самым низким областям тонкой сферы; но что современному
западному человеку до того, если в таком-то месте находится "дверь на
небеса", а в другом "пасть ада", раз "плотность" его
"психофизиологической" конституции такова, что ни в том, ни в другом
случае он не может испытать абсолютно ничего особого? Для него эти вещи
буквально не существуют, что вовсе не означает, что они действительно перестали
существовать; но, впрочем, правда и то, что связь между тонкой сферой и
телесной сведена до минимума, и чтобы иметь возможность ее констатировать,
нужно большее развитие тех же способностей, чем когда-то, и как раз эти способности,
вместо того, чтобы развиться, напротив, были вообще ослаблены и, в конце
концов, у "среднего" человеческого индивида совсем исчезли, так что
трудность и редкость восприятий этого порядка вдвое возросли, что позволяет
современным людям обращать в насмешку рассказы древних.
В
связи с этим добавим еще одно замечание, касающееся некоторых описаний странных
существ, встречающихся в этих рассказах: поскольку эти рассказы датируются
самое большее "классической" античностью, в которой уже произошло
несомненное вырождение с традиционной точкой зрения, очень возможно, что здесь
были произведены смешения разного рода; так, часть из этих описаний на самом
деле могла происходить от "пережитков" символизма, который больше не
был понятен53, тогда как другая могла относиться к видимостям,
облеченным проявлениями некоторых "сущностей" или
"влияний", принадлежащих тонкой сфере, а другая часть, хотя она,
может быть, несомненно, не самая важная, представляла собою реальное описание
существ, имевших телесное существование в более или менее удаленные времена, но
принадлежавшие к уже давно исчезнувшим видам и продолжавшим существовать лишь в
исключительных условиях и в очень редких представителях, что может даже еще и
сегодня встречаться, не зависимо от того, что об этом думают те, кто
воображает, что в этом мире больше нет ничего неизвестного для них. Ясно, что
для описания всего этого по существу нужна довольно долгая и трудная работа,
тем более, что имеющиеся "источники" далеки от того, чтобы доставлять
чистые традиционные данные; очевидно, что легче и удобнее отбросить все сразу,
как это и делают современные люди, которые при всем том не будут лучше понимать
подлинные традиционные данные и увидят в них лишь не поддающиеся расшифровке
загадки и, естественно, настаивать на этой негативной установке до тех пор,
пока новое изменение в "лице мира" окончательно не разрушит их
обманчивую безопасность.
Глава
двадцатая
ОТ
СФЕРЫ К КУБУ
После
этих нескольких "иллюстраций" к тому, что мы обозначили как
"отвердение" мира, нам осталось еще сказать об его представлении в
геометрическом символизме, где оно может быть изображено как постепенный
переход от сферы к кубу; собственно говоря, на самом деле сфера есть прежде
всего первичная форма, потому что она из всего является наименее "специфицированной",
являясь подобной себе во всех направлениях, таким образом, что при любом
движении вращения вокруг центра все ее последовательные позиции совпадают друг
с другом54. Следовательно, можно сказать, что это самая
универсальная из всех форм, некоторым образом содержащая все остальные формы,
которые исходят из нее посредством дифференциации, осуществляющейся по
определенным частным направлениям; вот почему эта сферическая форма "Глаза
Мира" существует во всех традициях — это то, что представляет собою
"глобальный" ансамбль в его первичном и "эмбриональном"
состоянии всех тех возможностей, которые будут развертываться в ходе цикла
проявления55. Впрочем, уместно заметить, что это первое состояние,
относящееся к нашему миру, принадлежит, собственно говоря, области тонкого
проявления, поскольку оно с необходимостью предшествует грубому проявлению и
есть как бы его непосредственный принцип; и именно поэтому, в действительности,
совершенная сферическая форма или форма круга, которая ей соответствует в геометрической
плоскости (как сечение сферы плоскостью по какому-то направлению) нигде не
бывает реализована в телесном мире56.
Напротив,
куб — это наиболее "устоявшаяся", если так можно выразиться, из всех
форма, то есть соответствующая максимуму "спецификации"; эта форма
среди телесных стихий соотносится с Землей, так как она конституирует
"окончательный и финальный элемент" проявления в этом телесном
состоянии57; и, таким образом, она соответствует также концу цикла
проявления, тому, что мы называем "остановкой" циклического движения.
Это в некотором роде исключительно "твердая" форма58, она
символизирует "стабильность", так как предполагает остановку всего
движения; впрочем, это очевидно, что куб, покоящийся на одной из своих сторон,
действительно есть тело, равновесие которого обладает максимумом стабильности.
Важно отметить, что эта стабильность, в терминах нисходящего движения, не есть
и не может быть ничем другим, кроме как только чистой и простой неподвижностью,
самый близкий образ которого в телесном мире предоставляет нам минерал; эта
неподвижность, если бы она могла быть реализована полностью, была бы,
собственно говоря, на самой низшей точке перевернутым отображением того, что на
самой высокой точке представляет собою изначальная неизменность. Так понятая
неподвижность или стабильность, представленная кубом, соотносится,
следовательно, с субстанциальным полюсом проявления, так же, как неизменность,
в которой заключены все возможности "глобального" состояния,
представленного сферой, относится к его сущностному полюсу59;
поэтому также куб символизирует идею "базиса" или
"основания", которая как раз и соответствует этому субстанциальному
полюсу60. Теперь мы отметим, что стороны куба можно рассматривать
соответственно как ориентированные попарно по трем измерениям пространства, то
есть как параллельные трем плоскостям, определенными осями, образующими систему
координат, с которой соотнесено это пространство и которая позволяет его
"измерить", то есть действительно его реализовать в его полноте; поскольку,
как мы объяснили в другом месте, три оси, образующие крест трех измерений,
должны рассматриваться как проводимые исходя из центра сферы, бесконечное
расширение которой заполняет целиком все пространство (и три плоскости,
определяемые этими осями, также необходимым образом проходят через этот центр,
который является "началом" всей системы координат), то здесь
устанавливается отношение, существующее между этими двумя крайними формами,
сферой и кубом, отношение, в котором то, что было внутренним и центральным в
сфере, оказывается в некотором роде "перевернутым", чтобы образовать
поверхность или внешнюю сторону куба61.
Куб
к тому же представляет Землю во всех традиционных значениях этого слова, то
есть не только землю, как телесную стихию, о чем мы только что говорили, но
также и принцип гораздо более универсального порядка, принцип, который в
дальневосточной традиции обозначается как Ti (Земля) в соотнесении с Tien
(Небом): сферические или круглые формы соответствуют Небу, а кубические и
квадратные — Земле; так как эти два взаимодополнительные понятия эквивалентны в
индуистском учении Пуруше и Пракрити, то есть это лишь другое выражение
сущности и субстанции, понятых в универсальном смысле, то здесь еще раз мы
приходим точно к тому же заключению, что и раньше; очевидно, что как сами
понятия сущности и субстанции, так один и тот же символизм всегда может
прилагаться к различным уровням, то есть как к принципам особенного состояния
существования, так и к принципам всего ансамбля универсального проявления.
Вместе с геометрическими формами с Небом и Землей соотносятся также и
инструменты, которые соответственно служат их изображению, то есть компас и
угольник, равно как в дальневосточной традиции, так и в западных традициях
посвящения62; соответствия этим формам, естественно, встречаются, в
различных случаях, во многих ритуальных символических приложениях63.
Другим
случаем, где очевидно отношение этих геометрических форм, является символизм
"Земного рая" и "Небесного Иерусалима", о котором мы уже
имели случай говорить64; этот случай особенно важен с той точки
зрения, на которой мы сейчас находимся, потому что речь здесь идет как раз о
двух пределах годичного цикла. При этом форма "Земного рая",
соответствующая началу цикла, круговая, тогда как форма "Небесного
Иерусалима", соответствующая его концу, квадратная65; круговая
ограда "Земного рая" есть не что иное, как горизонтальный срез
"Мирового Яйца", то есть универсальной и первоначальной сферической
формы66. Можно сказать, что сам круг окончательно превращается в
квадрат, потому что два конца должны соединиться или, скорее (цикл никогда
реально не завершен, что предполагало бы, в противном случае, невозможность
повторения), в точности соответствовать друг другу; само присутствие
"Древа Жизни" в центре в обоих случаях как раз указывает на то, что
речь идет, в действительности, о двух состояниях одной и той же вещи; квадрат
здесь изображает исполнение возможностей цикла, которые заключались в зародыше
в "органической ограде" вначале и которые таким образом стабилизировались
и были зафиксированы в некотором смысле в окончательное состояние по крайней
мере по отношению к самому этому циклу. Этот окончательный результат может быть
также представлен как "кристаллизация", что всегда отвечает
кубической форме (или квадратной в его плоскостном сечении); тогда мы имеем
"город" с минеральным символизмом, тогда как вначале был
"сад" с растительным символизмом; растительность представляет собою
вырабатывание семян в сфере витальной ассимиляции67. Напомним то,
что мы выше сказали о неподвижности минерала как образе конца, к которому
стремится "отвердение" мира; но уместно добавить, что здесь речь идет
о минерале уже "преображенном" или "сублимированном", так
как в описании "Небесного Иерусалима" фигурируют драгоценные камни;
вот почему фиксация реально оказывается окончательной лишь для актуального
цикла, и по ту сторону "остановки" тот же самый "Небесный
Иерусалим" должен становиться, в силу цепи причин, которая не допускает
никакой действительной прерывности, "Земным раем" будущего цикла, его
начало и конец предшествующего цикла представляют собою, собственно говоря,
один и тот же момент, видимый с противоположных сторон68.
Так
же верно, что если рассматривать только актуальный цикл, то в конце концов
настанет момент, когда "колесо перестанет вращаться", и здесь, как и
всегда, символизм в совершенстве соответствует действительности: на самом деле,
колесо ведь фигура круговая, и если оно деформируется таким образом, что
становится в результате квадратным, то очевидно, что оно может тогда лишь остановиться.
Вот почему момент, о котором идет речь, обнаруживается как "конец
времени"; и именно тогда, согласно индуистской традиции, одновременно
засияют "двенадцать Солнц", так как время в действительности
измеряется прохождением Солнца через двенадцать знаков Зодиака, образующих
годовой цикл, и раз вращение будет остановлено, то двенадцать соответствующих
аспектов сплавятся, так сказать, в один, вступая, таким образом, в сущностное и
первоначальное единство их общей природы, поскольку отличаются они только в
своем циклическом проявлении, которое тогда будет закончено69. С
другой стороны, замена круга эквивалентным квадратом70 есть то, что
обозначается как "квадратура круга"; те, кто заявляет, что эта
проблема неразрешима, хотя они вообще игнорируют символическое значение,
фактически тогда оказываются правы, поскольку эта "квадратура",
понятая в своем истинном смысле, может быть реализована только в самом конце
цикла71.
Из
всего этого следует, что "отвердение" мира представляется в некотором
роде в двух смыслах: рассматриваемое само по себе в ходе цикла как следствие
движения, нисходящего к количеству и "материальности", оно, очевидно,
имеет "неблагоприятное" и даже "зловещее" значение,
противоположное духовности; но с другой стороны, оно не менее необходимо для
подготовки, хотя можно сказать, "негативным" способом, окончательной
фиксации результатов цикла в форме "Небесного Иерусалима", где эти
результаты тотчас же станут семенами возможностей будущего цикла. Однако, само
собою разумеется, что в самой этой окончательной фиксации и для того, чтобы она
поистине была восстановлением "первоначального состояния", необходимо
непосредственное вмешательство трансцендентного принципа, без чего ничто не
может быть спасено, и "космос" просто-напросто испарился бы в
"хаосе"; именно это вмешательство производит конечное
"возвращение", уже изображаемое "трансмутацией" минералов в
"Небесном Иерусалиме" и затем ведущее к новому появлению
"Земного рая" в видимом мире, где отныне будут "и новые небеса,
и новая земля", потому что это будет начало другой Манвантары и
существования другого человечества.